Гидроизоляция и пароизоляция
Потребность гидроизоляции в холодных кровлях зависит от назначения постройки, в частности, этот слой изначально закладывается при планировании утепления крыши после ввода в эксплуатацию. Лучшие результаты достигаются при использовании специализированных фирменных пленок (серия Ондутис), укладываемых с небольшим провисанием и обязательной защитой стыков (нахлест+ пайка или проклейка скотчем). Нарушения целостности полотнищ не допускаются.
При обустройстве утепленных односкатных кровель с наружной стороны изоляционную прослойку защищают супердиффузионные мембраны или ветро- и влагозащитные пленки типа Ондутис R70 Смарт или Ондутис SA115 Смарт (но не рубероид или аналогичные дешевые непроницаемые материалы). Для заложения обязательного паробарьера производитель рекомендует использовать пленки Ондутис RS.
Работы с фирменными изоляционными пленками начинаются с выбора правильной стороны монтажа, отклонения от инструкции не допускаются.
Область использования
Этот кровельный материал за длительный период своего существования получил статус классического кровельного покрытия. И это далеко не спроста!
Сегодня производители этого кровельного покрытия выпускают его в широком ассортименте в виде плит, листов и панелей. В недавнем прошлом был налажен выпуск шиферной плитки, но сейчас выпуск этой формы прекращен из-за неудобства ее транспортировки и использования.
На самом деле использование крупноразмерного кровельного материала значительно облегчает монтажные работы и сокращает время на их проведение.
Применение
- Для обустройства кровли
- Для монтажа балконных ограждений
- Для строительства небольших садовых построек – заборов, вольеров, туалетов
Для увеличения эксплуатационного срока конструкций из этого материала и придания ей более презентабельного вида используется краска для шифера. Как свидетельствуют отзывы потребителей, цветной материал обладает более высокими эстетическими характеристиками.
Краска для шифера помогает также решить такую сложную проблему, как выделение этим материалом пыли, представляющей собой опасность для здоровья людей.
Выпуском лакокрасочного покрытия для шифера занимается очень много как зарубежных, так и отечественных производителей. На прилавках строительных магазинов существует огромный выбор этих материалов, отличающихся не только по цвету, но и техническими характеристиками.
Отзывы о каждом отдельном материале можно встретить самые разнообразные. Для того чтобы цветной шифер радовал не один год, необходимо при выборе краски исходить из условий эксплуатации этого материала.
Технические показатели
Во время почти двадцатилетнего практического использования керамопласта выявились лучшие качества этого материала:
- Высокая водонепроницаемость, устойчивость к воздействию микроорганизмов, агрессивных сред, загрязнениям, ультрафиолетовым излучениям.
- Простота и лёгкость монтажа из-за пластичности, технологичности материала: без труда гнётся, пилится, сверлится. Отсутствие выделений конденсата под его поверхностью устраняет необходимость устройства вентиляции.
- Низкая стоимость изделий. Цена продукции 480–530 руб./лист, за черепицу — 155–250 руб./шт.
- Устройство кровли, её эксплуатация возможна при различных условиях: от – 50° C до + 82° C, если не забывать, что при температурах ниже нуля материал становится хрупким. Но он выдерживает более 160 раз попеременное замораживание — размораживание. Из-за низкой теплопроводности крыши получаются самыми тёплыми, так как изделие 4 мм заменяет 10 мм доску.
- Повышенная прочность — 1500 кг/м³ даёт возможность сопротивлению высоким снеговым, ветровым, механическим нагрузкам, а также неоднократно применять демонтированные покрытия.
- Надёжность, отсутствие коррозии, длительный срок службы до 25 лет. Последний показатель пока не подтверждён временем.
- Экологическая чистота продукции делает его безопасным здоровью даже при длительном воздействии солнечных лучей.
- Отсутствие статического электричества.
- Красивый внешний вид, наличие разнообразных расцветок изделий.
- Высокая звукопоглощающая способность создаёт комфортные условия нахождения людей в здании с таким покрытием даже во время града или дождя.
- Сравнительно лёгкий вес черепицы и листов: от 3 до 12 кг.
Преимущества керамопласта не исключают его следующих недостатков:
- Невысокая стойкость к воздействию солнечных лучей, из-за которых покрытие со временем теряет свой насыщенный цвет.
- Имеет самый традиционный вид — волнообразный.
- Продукция выпускается с небольшими отклонениями по толщине, что приводит к неудобству устройства кровли.
- Повышенная горючесть (Г4) создаёт угрозу пожарной безопасности.
- Становится хрупким при отрицательных температурах.
- Ненадёжность защитных колпачков кровельных саморезов.
- Доборные элементы теряют свою форму из-за влияния окружающей среды.
Различия монтажа листов
Первый лист скрепляют с подветренной стороны. Другими словами с той, откуда зачастую дует ветер. Сперва целиком монтируют нижний, карнизный ряд, потом второй и так дальше. Чтоб ряд снизу вышел идеальным, вдоль карниза на уровне нижней кромки кровли нужно натянуть разметочный шнур.
Технологическая карта монтажа знакомит с пошаговой инструкцией
Первый ряд начинают с цельного листочка, заключительный в ряду лист обрезают, если это нужно. Второй ряд начинают не с целостного, а с обрезанного листа. Режут первый лист последнего ряда по примеру последнего листа первого ряда или просто пополам. 3-ий ряд снова начинают с целого листа. Подобным образом, соединения листов в отвесной поверхности нигде не пересечены.
На фотографии заметно, что второй ряд сотрудники начинают не с целого листа. Подобное размещение даст возможность избегать наложения соединений четырех листочков в одной точке
Скрепляют ондулин специализированными гвоздками с защелкивающейся шляпкой в цвет основного покрытия. Применять обыкновенные гвозди для шифера нежелательно. Листы скрепляют, начав с нижнего ряда ближе к карнизу сверху каждой волны. Точно также забивают в любом нахлесте, фиксируя сразу оба листа (верхний и верхний). А вот в середине листа крепление изготавливается по-хитрому. Расстояние между гвоздками в концах листа разделяют на три части (шаг 61 см). Гвозди заколачивают в каждую волну, но не в одну линию, а в 2-е, как в шахматах. Другими словами в каждой линии через волну. Это при шаге обрешетки в 61 см. При меньших уклонах шаг будет 45 см, а линий — три. При обычном уклоне на лист уходит 20 гвоздей.
Примерно так скрепляют листы в середине: через ряд вразбежку. Размечать можно при помощи шнура или брусков дерева необходимого размера
Чтоб кровля выглядела бережно, гвозди должны забиваться строго в линию, а не на глаз. Для размечивания можно применять шнур или брусок подобающей длины. И, разумеется, гвоздь обязан попасть в брусок или дощечку обрешетки. Гвозди забивать следует очень аккуратно, чтоб не смять лист.
Ондулин даже можно уложить по устаревшей «шиферной» кровле без ее разборки. Бруски из дерева обрешетки стоит антисептировать, будут служить очень долго
Описание и особенности
Крашеный шифер служит дольше, чем обычный
По мере распространения кровельных материалов нового поколения (к примеру, ондулина и металлической черепицы) популярность традиционного шифера стала падать. Тогда производители стали пигментировать изделия, одновременно обеспечивая устойчивость к воздействиям внешней среды. Так появился крашеный шифер. В отношении эксплуатационных характеристик он не имеет серьезных отличий от традиционного серого. Срок службы у него даже больше, так как покрытие обладает защитными свойствами. В продаже можно встретить продукцию разных оттенков, вплоть до голубого или вишневого. Пигментирование может быть произведено только по поверхности листов по всей толще материала.
Транспортировка, хранение и эксплуатация хризотилцементных листов
Настоящая Инструкция является руководством по транспортированию, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, хранению и эксплуатации на предприятии-изготовителе и складах потребителя листов хризотилцементных волнистых без защитно-декоративного покрытия, а также с защитно-декоративным покрытием (далее – продукция).
Продукция является экологически безопасной для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды. Продукция в процессе хранения и эксплуатации не выделяет токсичных веществ в окружающую среду, радиационно безопасна.
По пожарно-техническим свойствам продукция является негорючей.
Хранение продукции в надлежащих условиях и соблюдение правил эксплуатации позволит продлить срок ее службы и сохранить в неизменном виде декоративные и защитные свойства покрытий.
6.1. Транспортирование продукции и выполнение погрузочно-разгрузочных работ
6.1.1. Перед транспортированием продукция должна быть сформирована в транспортные пакеты. Масса пакета должна быть не более 5000 кг. Допускается транспортировать продукцию стопами в непакетированном виде в крытых ж/д вагонах, контейнерах и автомобилях. Пакетирование продукции и транспортирование (погрузка в ж/д транспорт) производится по разработанным в установленном порядке схемам погрузки.
6.1.2. При погрузке-разгрузке полувагонов и автомобильного транспорта применять два петлевых стропа или траверсу с гибкими ветвями.
6.1.3. Строповку пакетов производить под поперечные брусья поддона. Работы по разгрузке и погрузке выполняются в соответствии с правилами и инструкциями по безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
6.1.4. Последовательность выполнения работ при разгрузке полувагона:
- разобрать и удалить из полувагона распорные щиты, установленные посредине вагона;
- выгружаемый пакет застропить с доступной стороны одним стропом и, приподняв его на 3 – 5 см, завести ветви второго стропа под пакет;
- выгрузить пакет из полувагона;
- аналогично выгрузить все пакеты из полувагона, убрать торцовые щиты.
6.1.5. Грузозахватные механизмы должны иметь защитные приспособления, исключающие возможность повреждения продукции.
6.1.6. При транспортировании автомобильным транспортом продукции должна быть уложена в стопы и закреплена способом, исключающим смещение.
6.1.7. Пакеты с продукцией устанавливать в кузове автомобиля в одинили два ряда по ширине кузова.
6.1.8. При установке в один ряд пакеты располагать длинной стороной поперек кузова автомобиля, по продольной оси автомобиля.
6.1.9. При установке в два ряда пакеты располагать длинной стороной симметрично продольной оси автомобиля.
6.1.10. При погрузке пакетов в два ряда по ширине борта автомобиля должны быть открыты для освобождения стропов. После загрузки автомобиля борта закрыть.
6.1.11. От возможного опрокидывания пакеты закреплять проволокой или веревкой.
Проволоку или веревку закреплять за бортовые крючья или за лонжероны рамы автомобиля.
6.1.12. При погрузке автомобиля погрузчиком, пакеты устанавливать согласно п. 6.1.9.
6.1.13. Расположение и количество пакетов в кузове зависит от марки и грузоподъемности автомобиля.
6.2. Правила хранения продукции
6.2.1. Продукцию без защитно-декоративного покрытия допускается хранить на открытых площадках.
6.2.2. Продукцию с защитно-декоративным покрытием хранят в закрытых помещениях или под навесом в условиях, предотвращающих их увлажнение, а затем во избежание смерзания изделий и повреждений.
6.2.3. Проходы между рядами с тарными единицами продукции должны быть свободными, элементы демонтированных транспортных пакетов должны храниться отдельно или утилизироваться.
6.2.4. Продукцию, уложенную в стопы, хранят на поддонах, установленных на ровной горизонтальной поверхности.
6.2.5. Запрещается хранение продукции при прямом контакте со следующими агрессивными веществами:
- кислоты;
- щелочи;
- горюче-смазочные материалы;
- спирты;
- органические растворители.
Технические характеристики волнового шифера
Волновой шифер — кровельный материал в виде волнистых листов прямоугольной формы. Для производства шифера используется пластичный формовочный состав, компонентами которого являются:
- Портландцемент. Используются марки М300-500, в процентном отношении присутствие материала составляет 80-90%.
- Хризотил-асбест. (10-20%).
- Вода.
ВАЖНО!
Роли компонентов распределяются так: портландцемент работает как связующее звено, а хризотил-асбест — армирующий элемент. После затвердевания массы получается прочный и твердый листовой материал.
Традиционно выпускается материал светло-серого естественного цвета, но в последнее время на рынке появились образцы покрытия, изготовленные с добавками красителей для придания определенного цвета, что значительно улучшило эстетическое восприятие материала.
Установка производится методом крепления листов внахлест при помощи шиферных гвоздей к стропильной системе. Коньки и стыковочные элементы, комплектующие кровельное покрытие, также выпускаются промышленностью, но зачастую строители об этом не знают и применяют металлические элементы, что ухудшает внешний вид кровли.
Это интересно: Как резать поликарбонат в домашних условиях: разъясняем суть
Основные недостатки и способы их устранения
Заявления о недолговечности шифера также сильно преувеличены. Возможное разрушение листов возникает как следствие нарушения техники монтажа и неправильной подготовки подконструкции кровли. В целом же срок службы хорошо спроектированной и правильно смонтированной шиферной кровли составляет от 30 до 50 лет. На практике уже привычно игнорируются даже самые простые правила по эксплуатации шифера, а без этого любой материал будет смотреться плохо.
Определённые поправки нужно делать и с учётом качества материала, и с учётом его дополнительной обработки.
Реальные же недостатки шиферных листов легко перечислить на пальцах одной руки:
- высокая гигроскопичность, создающая благоприятные условия для распространения мха;
- низкое удобство монтажа, ведь материал достаточно тяжёлый и хрупкий, в неумелых руках он подвержен массовой порче.
С первым фактом бороться достаточно легко: существуют многочисленные пропитки и краски для шифера, повышающие гидрофобность и срок службы покрытия, а главное, снимающие вопрос однообразного внешнего вида. Производители предлагают готовые решения, в которых шиферу с производства уже не страшна влага.
Со вторым минусом бороться труднее. Хотя организовать правильную доставку материала на объект, его подъём и закрепление вполне реально, это накладывает дополнительные трудности в организации работ и требует привлечения дополнительных рабочих рук. И всё же экономическая выгода от шифера даже при таком раскладе будет более чем ощутима.
Если вдуматься, то срок эксплуатации шифера совпадает с периодичностью замены утеплителя. Формат материала обеспечивает хорошую продуваемость подкровельного пространства при весьма примитивной схеме составления «кровельного пирога». Нельзя также не упомянуть, что шиферное покрытие подлежит фрагментарному ремонту, чего нельзя сказать ни об одном другом материале класса «эконом».
Тем не менее, есть объекты, где шифер при всех стараниях не может быть рационально применён. Сюда относятся, прежде всего, кровли сложных конфигураций: с мансардными окнами и очень крутыми уклонами.
Выбор материала
Сегодня современный рынок строительных материалов насчитывает несколько видов кровельного шифера. Рассмотрим их отличительные особенности, достоинства и недостатки:
Вид шифера | Средняя цена | Характеристики | Достоинства | Недостатки | Область применения |
Кровельный сланец | 325 руб./шт. | Цвет: серый, серо-голубой, зеленый, коричневый. Размеры пластин: длина 25–60 см, ширина 15–35 см, толщина 0,4–0,9 см. | Элитный материал с высокими декоративными свойствами. Устойчив к солнечному свету, негорюч, очень долговечен, выдерживает большие перепады температур. | Большой вес, хрупкость, сложный процесс монтажа, высокая стоимость. | Покрытие крыш жилых и общественных построек. |
Асбестоцементные листы | 110 руб./м2 | Выпускаются 3-х видов: волнистый обыкновенный (ВО) шифер с размерами 120х68 см, волнистый усиленный (ВУ) с длиной листов до 280 см, унифицированный волнистый (УВ) с размером листов 175х112,5 см. Материалами для изготовления служат цемент, сланцевые добавки и асбест. | Простота укладки, прочность, низкая цена, 30-летний срок эксплуатации. | Большой вес, хрупкость, неказистый внешний вид, требующий дополнительной покраски. | Считается «народным» шифером, поэтому имеет повсеместное применение от покрытия крыш до устройства заборов. |
Еврошифер (безасбестовый, мягкий, битумный гофролист) | 420 руб./лист | Изготавливается из многослойной целлюлозы с пропиткой полимерами и насыщением битумными парами в камерах высоких температур и давления. Имеет наружную покраску. Вес листов 6–8 кг. Размер листа 2000х990х3 мм. | Прочность, долговечность до 50 лет, небольшой вес, гибкость, эстетичный внешний вид. | Дороговизна материала, невысокая устойчивость к перепадам температуры: летом шифер размягчается, а зимой становится хрупким. Нет достаточной устойчивости к ультрафиолетовым лучам. | Применяется при устройстве кровель типа «Ондулин», «Аквалайн», «Ондура», «Гутта», «Нулин» для жилых и общественных построек. |
Прозрачный шифер из пластика | 190 руб./лист | Производится из различных полимеров. Наиболее распространенные из них — это поликарбонат и ПВХ. Размер листа 2000х900 мм. | Стойкость к химически агрессивным средам, морозу, снеговым и ветровым нагрузкам, прочность, малый вес, светопроницаемость. | Значительное расширение листов при воздействии высоких температур. Это нужно учитывать при монтаже прозрачного шифера. | Строительство бассейнов, зимних садов, оранжерей, павильонов, навесов, мансард и пр. |
Резиновый шифер | 110 руб./лист | Производится из стекловолокна и резиновых отходов. Листы имеют размеры: длина — 81 см, ширина — 69 см, высота волны — 3 см. | Небольшой вес, легко режется ножом и обладает отличной гибкостью. | Горюч и не морозоустойчив. | Небольшие пристройки с пологими крышами и мелкие подсобные сооружения. |
Металлический шифер (профилированный настил) | 480 руб./лист | Производится из оцинкованной стали и имеет защитное полимерное покрытие. Размер листа 2000х1150 мм. | Небольшой вес, водонепроницаемость, хороший внешний вид, удобный монтаж. | Плохая звукоизоляция, резонансные явления от воздействия дождя, ветра и т. п. | Кровли промышленных сооружений и объектов бытового строительства. |
Цены на шифер зависят от материала, числа волн в листе, размеров, толщины и цвета изделия.
Несмотря на все разновидности, перечисленные в таблице, одним из самых востребованных, удобных и бюджетных решений остается асбестоцементный шифер. Его основные преимущества:
Прочность: кровля неплохо выдерживает снеговые и ветровые нагрузки до 200 кг/м2.
Пожаробезопасность: состав изделий из асбоцемента не горюч.
Хорошая звукоизоляция: шум града или дождя под кровлей минимален.
Электробезопасность: в грозу асбоцемент не подвержен накоплению статического электричества.
Долговечность: материал шифера не корродирует от осадков.
Именно поэтому в этой статье мы рассмотрим технологию укладки кровли на примере работы с листами из асбестоцемента.
Практические советы по демонтажу шифера
Разборка старого шифера требует внимания и умения, соблюдение правил техники безопасности обязательно. Кроме того что работы приходится делать на высоте, все конструкции уже потеряли свои первоначальные показатели прочности, что в разы увеличивает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Важно. Всегда на кровле надо пользоваться специальной лестницей
Сделать ее недолго, а работа становится безопасной, процесс демонтажа старой кровли значительно ускоряется
Сделать ее недолго, а работа становится безопасной, процесс демонтажа старой кровли значительно ускоряется.
Меры безопасности при демонтаже шифера
Для снятия шифера понадобится три обыкновенных гвоздя длиной не менее 100 мм, кусок веревки ≈ 2 м, приставная лестница (ее размеры должны позволять верхней части упираться о скат), и основная веревка для спуска листов шифера на землю.
Шаг 1. Подготовьте гвозди. Их надо согнуть латинской буквой Z, но один конец под углом 180°, а второй под углом ≈140°. Такая форма гвоздей обеспечит надежную и быструю фиксацию веревки, что ускоряет процесс демонтажа, делает его безопасным. Кроме того, сохраняются старые листы, их можно использовать для монтажа кровли над иными хозяйственными пристройками, не требующими применения новых кровельных материалов.
Гвозди загибают в виде крючков
Шаг 2. К приставной лестнице прибейте или прикрутите деревянные доски или рейки. Расстояние между ними должно равняться шагу волн. В большинстве листов шаг волны 200 мм, значит, расстояние между полозьями необходимо делать 60 см.
К лестнице прикручивают дополнительные полозья
Важно. Элементы должны выступать за ноги лестницы примерно на высоту волны шифера
В нашем случае этот параметр равняется четырем сантиметрам
В нашем случае этот параметр равняется четырем сантиметрам.
За счет полозьев полностью исключается падение шиферных листов на одну из сторон, все материалы сохраняют свои первоначальные показатели. Кроме того, намного безопаснее работать внизу, минимизируется вероятность падения шифера на голову.
Шаг 3. По таким же размерам сделайте еще одну лестницу, она будет устанавливаться на скате. Вторая лестница временно фиксируется к обрешетке и передвигается по мере демонтажа шиферной кровли дома. Если есть опасение, что соединение двух лестниц ненадежное, то нужно придумать любые временные замки или защелки. Они будут обеспечивать стабильное положение элементов вне зависимости от фактически действующих боковых нагрузок.
Еще одна лестница крепится на скате крыши
Шаг 4. Сделайте из двух загнутых гвоздей и куска веревки так называемого «паука». Это специальное приспособление для поддержки листов шифера за нижнюю кромку во время опускания на землю. Зацепы делаются таким способом.
- Кусок веревки длиной примерно два метра привяжите к основной длинной. Привязывать следует за середину, два свисающих отрезка должны иметь одинаковые размеры. В противном случае лист будет перекашиваться, а такое его положение может становиться причиной срыва волны с полозьев.
- Привяжите к веревкам согнутые гвозди. Фиксировать следует те концы гвоздей, которые согнуты под углом 180°. Для того чтобы они не выпадали, рекомендуется после фиксации максимально согнуть конец гвоздей и таким способом надежно зажать веревку.
Теперь вторые (нижние) крючки гвоздей надеваются на кромку шифера и прочно удерживают лист в вертикальном положении.
Веревка и крючки из гвоздей надежно удерживают лист в вертикальном положении
Шаг 5. Выньте шиферные гвозди, фиксирующие лист, положите его на лестницу и закрепите веревки. Один человек должен стоять за коньком и руками держать веревку, затем постепенно отпускать ее. Лист медленно движется по полозьям вниз.
Лист фиксируют веревкой и аккуратно спускают вниз
Шаг 6. Внизу еще один помощник принимает листы шифера и складывает их в стопку. Одновременно выполняется сортировка: целые складываются в одном месте, разрезанные в другом, а треснувшие и полностью непригодные скидываются на кучу со строительным мусором. Такая технология позволяет полностью демонтировать шиферные листы с дома всего за одну рабочую смену.
Снятые с крыши листы укладывают в стопку на земле
Практический совет. Если лист имеет большую трещину, то рекомендуется его не опускать на землю, а сразу разломать на крыше и выбросить в отходы.
Дело в том, что велика вероятность его растрескивания во время спуска, это очень опасно. Куски шифера могут травмировать рабочего внизу, а удерживающий вверху помощник может упасть с крыши из-за неожиданной потери нагрузки.
Разбор кровли без сохранения листов
Плюсы шиферной кровли
Срок службы. Варьируется от 25 до 50 лет в зависимости от материала и монтажа.
Удобна в ремонте. Поврежденный лист шифера можно заменить, не снимая соседние листы. Весь шифер изготавливают по стандартным размерам и новый лист хорошо подойдет к соседним старым листам.
Огнестойкость. Не горит и не поддерживает горение. Однако при длительном воздействии температуры горения, может растрескаться и лопнуть.
Звукопоглощение. Приглушает звук дождя града. За исключением металлического и поликарбонатного шифера.
Доступная стоимость. Среди современных кровельных материалов шиферное покрытие одно из самых среди надежных материалов.
сильно не нагревается
Сильно не нагревается. Даже в самые жаркие дни под воздействием солнца, шиферная крыша не раскаляется. Сохраняет оптимальную температуру, предотвращает чрезмерное нагревание чердачного пространства.
Антистатичный. Не является проводником для электричества, за исключением металлических материалов.
Устойчив к коррозии и гниению.
Прочность. По шиферной крыше можно свободно ходить взрослому человеку, но при планомерной нагрузке.