Совмещая красоту с пользой витража
В интерьерах современных домов часто используют витраж для кухни. Витражи привнесут атмосферу радости и в общение с гостями, и в ежедневные семейные трапезы. Оригинальным и самостоятельным элементом интерьера могут стать витражные кухонные фартуки.
К этой привычной рабочей зоне раньше предъявлялось лишь одно требование – практичность и простота в уходе
Однако все чаще интерьерные дизайнеры уделяют внимание художественной ценности отделке кухни. Фартук на стене благодаря витражу превратится в произведение искусства, при этом останется таким же практичным и легко моющимся
Если позволяет площадь остекления, то витражами можно украсить часть окна или использовать в интерьере кухни аксессуары с витражными элементами: витрины кухонных шкафов, светильники, вазы, вставку в кухонную дверь. С помощью витражной мобильной перегородки большую кухню можно визуально разделить на столовую зону и зону рабочую – для приготовления пищи. Такая перегородка не нарушит целостность кухни, а, наоборот, станет ярким и функциональным украшением помещения.
Еще одним изящным элементом интерьера кухни могут стать витражи для кухонных фасадов, они украсят дверцы кухонного гарнитура и наполнят кухню яркими красками, особенно если при заказе кухни учесть возможность монтирования внутренней подсветки. Выбор орнамента для витража фасадов зависит от того, в каком стиле выполнена сама кухня: классический, хай-тек или кантри.
История
Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии.
Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. Между тем были созданы новые рецепты для окрашивания стекол и постепенно совершенствовались способы соединения отдельных элементов.
Некоторые пытались имитировать витражи на стекле с помощью рисунков на бумаге, которые клеились в оконные проемы. При этом использовались масляные краски, которые со временем утрачивали свои свойства. В этот период витражное искусство мало было известно на мировом рынке.
В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Развитие технического прогресса послужило упрощению и скорости производства различных материалов, необходимых для выполнения декораций. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.
Типы витражей в зависимости от техники изготовления
Классический витраж: прозрачные куски стекла, вырезанные по рисунку, скрепляются протяжкой (перегородкой) из металла. В местах стыка протяжка спаивается. Получается единая конструкция из стекла и металла, причем металл не только служит каркасом, но и образует контур линий рисунка. Данная техника мало изменилась со времен Средневековья.
Классическими называют и витражи, выполненные в технике Тиффани. Особенность этой технологии в том, что для скрепления стекла используется медная фольга. Рисунок витража получается более легким, изящным, а контур — тонким. Техника Тиффани позволяет использовать более мелкое стекло, поэтому витражи получаются ажурными.
Расписной витраж: на поверхность стекла, цельного (псевдовитраж) или собранного из фрагментов, наносится роспись прозрачными красками.
Пленочный витраж: поверхность стекла оклеивается специальными цветными пленками с клеящей основой.
Пескоструйный витраж: витраж состоит из группы стекол, прошедших пескоструйную обработку.
Мозаичный витраж: такой витраж имеет, как правило, геометрическое построение. Он собран из практически одинаковых по размеру модулей, которые могут быть предварительно обработаны по одной из техник.
Фьюзинг витраж: такой витраж создается путем запекания разноцветных стеклянных фрагментов либо путем включения в стекло инородных элементов (например, «впекание» в стекло проволоки).
Берется прозрачное стекло, на нем составляется рисунок, по которому выкладывают в несколько слоев цветные стеклянные фрагменты. Затем композицию помещают в печь, нагретую до определенной температуры. В печи все слои спекаются и становятся единым целым.
Витраж травленый: за основу берется способность плавиковой кислоты разрушать стекло. Используя специальные трафареты, защищающие стекло от разрушения, мастера создают глубокие контуры рисунков любой сложности.
И это еще не все техники создания современных витражей! Есть и другие интересные и оригинальные методики. Таким образом, все витражи очень разные, да и цена на них может значительно различаться.
Витражи в интерьере: потолок
Еще несколько веков назад в Европе были популярны витражные потолочные плафоны, которыми украшали не только помещения театров, музеев и дорогих ресторанов, но и жилые дома. Правда, позволить себе такую роскошь могли только богатые люди.
Сегодня это удовольствие тоже не самое дешевое, но вполне доступное, особенно если речь не идет о витражах Тиффани. Существуют надежные потолочные конструкции (каркасы), позволяющие удерживать на потолке листы практически из любого материала: металла, дерева, зеркала и, конечно, стекла.
Для изготовления витражных потолков используются чаще всего пленочные или расписные многослойные псевдовитражи. По сути, это просто стеклянные подвесные потолки с росписью, но каков эффект! Конечно, в квартире полностью витражный потолок не всегда впишется в интерьер, однако весьма оригинально смотрятся небольшие потолочные конструкции с витражами. Между базовым потолком и подвесной конструкцией, конечно, очень желательно монтировать подсветку, чтобы витраж раскрылся во всей своей красе.
Пошаговый мастер-класс
Создание витража
Сделать витражи самому на самом деле несложно, это не требует особых навыков. Лучше всего для создания витража своими руками подходят пленочная и расписная техники. Именно их мы рассмотрим пошагово и сделаем простой витраж каждым из этих двух способов.
Расписная техника
Основа для витража
1
Для того, чтобы изготовить такую картину, прежде всего необходимо снять размеры стекла, которое в дальнейшем превратится в витраж. Затем согласно размерам, подбирается или рисуется вручную карандашом либо маркером шаблон. Если рисунок взят из интернета, а размер стекла больше формата А4, то его необходимо распечатать на листах бумаги, а затем эти листы соединить между собой в единое целое. Также в качестве основы подойдет картон, он более плотный и стекло будет меньше скользить.
2
В данном примере рассмотрим вариант с созданием рисунка самостоятельно
Важно, чтобы все линии были четкими
Рисунок для витража
3
На бумагу с готовым рисунком укладывается стекло с небольшой толщиной. Его необходимо обезжирить спиртосодержащим или аммиачным средством, либо простым спиртом.
Обезжиривание стекла
4
Поверхность должна быть абсолютно сухой, поэтому обезжириватель тщательно вытирается мягкой тканью.
Сушка поверхности
5
Следующий шаг – необходимо нарисовать контур витража, то есть шаблон обводится на стекле. Чаще всего для этого используется черная краска, поскольку ее лучше всего видно. Можно взять также контурную пасту, готовую из магазина или самодельную, в которую входит клей ПВА, тушь и серебрянка
Важно: для создания витражей рекомендуются только витражные или акриловые краски, которые продаются в тюбиках. Даем контуру полностью высохнуть, чтобы ничего не смазать в дальнейшем
Нанесение контура
6
Контур картины заполняют цветом. Работать нужно аккуратно. Краситель наносят кистью или губкой, если площадь достаточно большая и хочется сделать текстурное изображение.
Заполнение контура цветом
7
Если рисунок должен быть объемным, то тени и света лучше нанести после высыхания базового слоя.
Нанесение тени и света
8
После полного высыхания витраж готов.
Витраж готов
Пленочная техника
Эскиз на разных листах
1
Чаще всего эскиз распечатывается на принтере на разных листах, а затем соединяется, как в предыдущем примере. Если работа проводится впервые, то не стоит брать слишком сложные узоры. Необходимо также оборудовать рабочее место подсветкой так, чтобы свет лампы был направлен на эскиз снизу, иначе работать будет достаточно сложно.
2
Все части эскиза необходимо склеить так, чтобы линии совпадали, как показано на фото. Лишние фрагменты, если они есть, обрезаем ножницами.
Склейка эскиза
3
Стекло очищают, обезжиривают со стороны соприкосновения с эскизом и тщательно вытирают.
Очистка стекла
4
Стекло прикладывается и фиксируется, чтобы не возникло перекоса. Для этого понадобится двусторонний скотч.
Фиксирование стекла
5
Стекло обезжиривают с внешней стороны и насухо вытирают.
Обезжиривание стекла
6
Для того, чтобы изготовить витраж в данной технике, понадобится самоклеящаяся пленка. Для каждого фрагмента вырезается подходящий кусочек, в нашем случае на первом шаге это полоски.
Полоски плёнки
7
Перед наклеиванием пленки место еще раз обезжиривается и насухо вытирается.
Повторная подготовка поверхности
8
Затем с края пленочного фрагмента аккуратно снимают подложку, этот край закрепляют на стекле и приглаживают ракелем.
Устранение подложки
9
Быстрым движением так, чтобы пыль не успела попасть на стекло, пленка прижимается и разглаживается. Остатки можно подрезать ножом, если они есть.
Нанесение плёнки
10
Пленка должна заходить на контур, просвечивающийся из-под стекла.
Плёнка над контуром
11
Далее процесс идет по такому же принципу.
Повторение процесса
12
Когда все цвета уложены, наклеивается свинцовая лента для обрамления.
Наклейка обрамления
13
Всю ленту прокатывают валиком.
Прокатка валиком
14
По окончании работы все стыки прижимаются специальным прижимом, поверхность тщательно протирается моющим средством. Витражная картина готова.
Готовый витраж
Капельный полив: пошаговый монтаж системы своими руками из готовых материалов, пластиковых бутылок (Фото & Видео)
Витражи в современном мире:
В настоящее время витражная техника имеет широкие перспективы развития в нашей стране. С чем это связано? Современные виды отделочных работ, применяемые в широкой практике слишком однообразны, а строящиеся здания зачастую похожи друг на друга как близнецы. Тем большее значение приобретает витражная техника, которая позволяет передать индивидуальность проекта, стать неповторимой визитной карточкой Вашего дома. Кроме того проектировка современных зданий зачастую предусматривает наличие больших окон, а витражная техника позволяет передать ту особую яркую и теплую атмосферу, уют в доме, которые сохранятся несмотря на серую промозглую осеннюю или зимнюю погоду за окном. Таким образом, витраж на сегодня это элемент декора, используемый дизайнерами интерьера, для передачи яркого и решающего акцента в ансамбле Вашего неповторимого индивидуального проекта.
Современные витражи можно классифицировать по видам. Витраж может быть пескоструйный, мозаичный, наборный, спечной, расписной, травленый, свинцово-паечный, фацетный, комбинированный и т.д. Каждый вид витража характеризуется своими особенностями и техникой изготовления.
Характеристики отдельных видов техник изготовления стекла:
Кабошон
— рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная в форму, напоминающая внешне каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.
Эрклез
— декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.
Брендинг
— это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.
Шебеке или панджара
— ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.
Рюмочная плитка
— специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) — круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.
Узор «Мороз»
— фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
Нацвет
— тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).
Травление
— техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.
Многослойное травление
— травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится.
Транспарант
(транспарантные или транспарентные стекла) — просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу.
Контурный заливной витраж
– на лист стекла наносится изображение акриловыми полимерами. 1-й этап – нанесение контура: имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближая его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект. 2-й этап – заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале или химически травленой поверхности, что расширят возможности вариативности декоративных эффектов.
Витраж — произведение искусства в доме
В последнее время, при всем многообразии отделочных материалов и предметов декора, все большую популярность завоевывают витражи. Предметы интерьера, декорированные орнаментом из разноцветного стекла, вызывают ассоциации со средневековыми замками, ведь витражное искусство существует уже более тысячи лет.
Витражи в интерьере наполняют любое пространство ярким светом, придавая ему монументальность и дворцовую роскошь. Игрой света и тени можно любоваться бесконечно. Любые помещения, даже такие сугубо функциональные, как кухня и ванная, можно превратить в уникальные, используя элементы с витражными вставками.
Витражи в интерьере
Интересно, что витраж, изначально придуманный человеком для заполнения оконных проемов, сегодня все реже выполняет свою основную функцию. Гораздо более популярны различные декоративные элементы из витражей в интерьере. В первую очередь, это разнообразные аксессуары, изготовленные с применением витражных стекол: например, шкатулки, абажуры светильников, ширмы и др.
Двери с витражами
Все более популярными становятся двери с витражами. Вообще, сегодня очень распространена продажа дверей межкомнатных с разнообразными стеклянным вставками. Различные техники обработки стекла превращают обычные межкомнатные двери в настоящее произведение искусства и элегантное украшение интерьера.
Витражные стекла для дверей максимально защищены (например, благодаря технике триплекс), и хотя выглядят они очень хрупкими, на самом деле беспокоиться об их надежности не стоит.
Межкомнатные двери с витражами создают потрясающие эффекты, связанные с игрой света. Кроме того, они задают тон всему интерьеру, делая его с одной стороны сумрачным, а с другой – парадным.
В тех интерьерах, где используются витражи, особенно межкомнатные (будь то двери или перегородки), царит некая загадочность. Все-таки ассоциации с готическими храмами и старинными музеями дают о себе знать.
Перегородки-витражи, витражные стены и ширмы в интерьере
Витражные перегородки менее распространены, нежели межкомнатные двери с витражами, однако этот дизайнерский прием тоже вызывает все больший интерес.
Витражная перегородка, как и любая стена из стекла, является легкой, даже воздушной
Это особенно важно, когда стоит цель не отгородить одно пространство от другого, а лишь разделить их. Во-первых, благодаря прозрачности перегородки, помещения словно перетекают одно в другое
Во-вторых, «двусторонность» таких перегородок вносит в оба пространства общий элемент.
Прекрасно смотрятся витражи-перегородки в просторных помещениях, наполненных светом — как естественным, так и искусственным. Витражные перегородки днем пропускают сквозь себя мягкий цветной свет, а вечером, когда зажигаются лампы, перегородка сама становится своего рода «осветительным прибором», льющим свет в более темное пространство.
Витражи в интерьере: мебель
Прекрасны и так необычны предметы мебели с витражами. Например, витражными могут быть стекла витрины для гостиной или вставки в фасады кухонной мебели. Поддержать витражную тему можно и даже нужно витражными аксессуарами: светильниками, декоративными предметами (например, вазами), люстрой и т.п. Витражными можно сделать и стеклянные двери шкафов-купе. Также для шкафа-купе можно заказать зеркальные псевдовитражи.
Витражи Тиффани своими руками
- На бумаге в 2–х экземплярах распечатывается рисунок (без мелких элементов).
- Один из них нарезается на фрагменты, их прикладывают к стеклу соответствующего цвета. При помощи стеклореза вырезают детали.
- Края элементов обрабатывают на станке, чтобы они стали ровными. Можно использовать для этого напильник, а затем наждачную бумагу.
- С боков детали заворачивают в фольгу, укладывают их по рисунку плотно друг к другу.
- Фольгу обрабатывают кислотой, затем швы спаивают.
- Работу моют, обрабатывают швы патиной и снова промывают.
- олово;
- цветное стекло;
- стеклорез;
- паяльник;
- щипцы, чтобы разламывать стекло;
- масло для стеклореза либо керосин или машинное;
- шлифовальная машинка;
- паяльный жир или флюс;
- медная фольга;
- патина — медная или черная;
- профиль из латуни П-образной формы;
- защитные очки;
- ножницы по металлу и обычные;
- пруток латунный;
- ватман;
- широкий скотч обычный и малярный;
- бумага;
- клей-карандаш;
- рейки деревянные 1х2 см;
- молоток;
- гвозди.
- Распечатайте представленное изображение кленового листа в 2–х экземплярах, один разрежьте на элементы, пронумеруйте их.
- Обклейте основной эскиз скотчем, чтобы его не испортила случайно попавшая вода.
- Положите эскиз на идеально ровную рабочую поверхность, приклейте его здесь по периметру малярным скотчем.
- Прибейте деревянные рейки по краям витража. Начинайте укладывать стекла с верхнего угла.
- Положите шаблон первого элемента к стеклу, вырежьте его стеклорезом. Режьте стеклорезом, не прерываясь — от одного края до другого. При этом режущий ролик нужно направлять так, чтобы тот находился перпендикулярно поверхности стекла.
- Обработайте края стеклянных деталей на шлифовальной машине, не забыв надеть очки.
- Затем обверните стеклянные заготовки медной фольгой, которая называется фолией. Чтобы она хорошо прилегала, вытрите стеклянные элементы тряпочкой, а если надо — то и обезжирьте их.
- При помощи шариковой ручки загладьте фолию со всех сторон.
- Приложите готовый элемент на свое место и зафиксируйте его, вбив по краям 3–4 гвоздя.
- Обработайте все швы флюсом, после чего их нужно пропаять. Для этого используйте олово (марка ПОС 61). Долго не держите паяльник в одной точке, так как тогда в этом месте можно перегреть стекло или фолию.
- Из П–образного профиля сделайте рамку, чтобы окаймить витраж Тиффани. Для этого нарежьте на отрезки, соответствующие длине сторон работы. Ее края вставьте в профиль, припаяйте к нему. Части соединения швов и профиля также припаиваются.
- Сполосните почти готовый витраж водой с моющим обезжиривающим средством для посуды.
- Когда работа высохнет, нанесите на швы патину.
- Осталось протереть витраж тиффани губкой, на которую нанесен небольшой слой моющего средства, предназначенного для стекол.
Виды витражей
Если говорить о стекле вообще, то наиболее известные технологии его обработки получили название по имени создателя: Лалик — малирование, Тиффани — витраж и Гале — травление. Третий способ в последнее время широко используют и при изготовлении прозрачных цветных картин. Монументальные модификации, а именно витражи с литьем, толстые литые стекла, сейчас используют редко — это слишком дорогое удовольствие. Часто применяют технику Тиффани, очень модны разнообразные спекания, фьюзинговые и малированные варианты. Технология, используемая Лаликом при производстве статуэток, теперь применяется при декорировании фрагментов стеклополотна, не говоря уже о популярном пескоструйном методе.
Впрочем, существует и массовый эконом-вариант. Многие компании действуют по упрощенной схеме: после создания эскиза мастера берут цветные стекла, режут их и спаивают по технологии Тиффани, или «под Тиффани», или с применением латунных, а то и алюминиевых протяжек, и это тоже, в принципе, считается витражом. Опытные дизайнеры называют это витражное остекление. Высокохудожественный витраж подразумевает кропотливую работу над самой крошечной стекляшкой, когда каждая деталь рукотворна, рукодельна, несет авторские эмоции, его отношение к жизни и искусству. Если условие соблюдено, то работа получается хорошей.
Наиболее популярен сейчас способ Тиффани. Возможно, предварительное изготовление кованых решеток-основ или соединение цветного стекла для витражей с гальванопластикой, в общем, все зависит от того, какая цель стоит перед мастером, какова архитектурная задача… Отец Тиффани был ювелиром, поэтому мастер, поработав с папой, перенял не только навыки, но и ювелирную философию «тонкого искусства». К слову сказать, изначально это было очень трудоемкое производство. Каждое витражное стеклышко оборачивалось свинцовой фольгой, затем они спаивались между собой. Экономическая империя Тиффани возникла в прошлом веке в США. У него работало порядка 500 женщин. Этот выбор был весьма логичен — кто сравниться с женщинами в вышивании и прочей кропотливой работе? На его заводе была самая высокая зарплата, которую могли получать женщины в США тех времен.
Российские художники по стеклу 20 лет назад провели эксперимент — создавая витражи картинки, они каждую маленькую стекляшку, каждую ягодку и листик по периметру оборачивали в свинцовую фольгу, которую надо было предварительно нарезать по линейке и раскатать, совсем как Тиффани. Что и говорить, процесс оказался долгим. Немцы и американцы применяют технологию, по которой стеклышки закатываются в специальный скотч из фольги. Кроме этого, отечественные дизайнеры одними из первых перевели матовую гравировку, с помощью которой декорируют обычно рюмки и бокалы (немцы и голландцы преуспели в этом в XVIII веке), на очень большие полотна. Например, одна из таких инсталляций насчитывала 4 м в высоту и 17 м в длину. Собственно говоря, это искусство медальеров, переведенное в монументальный формат. Определения «лучше—хуже» в данном случае неуместны, каждый лицензированный способ может применяться при решении конкретной технической задачи.
При этом для создания дизайна несложного витража, найти фото которого можно у нас на сайте, не требуется особенных навыков, если процесс идет под руководством профессионала. При желании каждый может сделать небольшую стеклянную картину с абсолютно индивидуальным сюжетом, которая украсит его интерьер. В некоторых мастерских сам заказчик может поучаствовать в процессе производства своего витража. Кроме того, известные специалисты проводят тренинги для студентов бизнес-школ, на которых люди, в жизни, не державшие в руках карандаша, создают авторские модели. Это раскрепощает человека, открывает в нем новые таланты. Взрослые солидные люди, чья основная область деятельности чужда творчеству, гордятся созданной ими работой. Известна история о бизнесмене, который, самостоятельно сделав простой, но красивый витраж, повесил его в своем роскошном кабинете, подвинув официальный портрет Путина.
Исторические предпосылки
Уже в 1100 году изготовление витражей было отнесено к изящным искусствам. В те времена окна все еще оставались узкими, поэтому в соборах (а это были основные заказчики витражей) применялись одиночные изображения святых. Появление в этот период в архитектуре каркасной технологии строений подразумевало большие оконные проемы. Решение заполнять их стеклами с рисунком возникло сразу же. Так как из-за конструкции стен фрески не могли полноценно размещаться на стенах, роспись стала занимать оконные проемы.
Стиль начал формироваться во времена перехода от Средневековья к Возрождению и, разумеется, носил на себе сильное влияние церкви. Это направление в архитектуре и искусстве 12-16 веков получило название «готический» стиль. Имя было дано по названию племени язычников – Готов, и в эпоху Возрождения означало не что иное, как «варварство» по отношению к римской архитектуре.
Современные готические витражи
Это очень смелые решения, так как готический стиль сегодня – это широкие и высокие окна, многосложные потолочные своды, особые требования к окружающему интерьеру и меблировке, и даже напольному покрытию. Витражные композиции с нотками Средневековья обеспечат в помещении сказочную и даже мистическую атмосферу. При этом мотивы рисунка могут быть самые разные:
- батальные сцены с изображением рыцарей и чудовищ;
- романтические сюжеты;
- древняя мифология;
- изображения по мотивам притч (Соломона) и Ветхого Завета;
- бытовые сцены из жизни обитателей городов средневековья и другие.
При этом у современных мастеров витражного дела на порядок больше возможностей, чем у их предшественников. И это не только большой выбор цветного стекла и способов его обработки. Могут быть использованы такие технологии создания готического витража:
- Тиффани.
- Классический.
- Фьюзинг.
- Роспись.
- Пленочный и другие.
Чтобы вдохновиться лучшими работами мастеров прошлого, предлагаем вам небольшую подборку исторических объектов, где собраны уникальные шедевры.
…И готические
С развитием готического стиля витраж занимает в храме все более и более значимое место. Храм становится иным: более легким, устремленным ввысь, стены становятся тоньше. Новые конструкции больше не требуют массивных простенков между окнами — а значит, последние становятся больше, выше, приобретают «стрельчатую» форму. Благодаря размещенным в этих окнах витражам стена собора практически превращается в разноцветное стеклянное полотно, пронизанное солнечными лучами. Как говорят, «стены растворяются в окнах». Вошедшему в собор казалось, что громадное здание словно парит в воздухе, поддерживаемое потоками света, приобретающими самые невероятные цвета. Можно ли придумать лучшее олицетворение для идеи божественного света, разгоняющего темноту и зло?
К числу старейших дошедших до нас относятся витражи монастыря Святого Павла в Великобритании. Предположительно, они созданы во второй половине VII века
С начала XIII столетия меняется и само качество витражей. Появляются новые краски, обогащается палитра художников. Готические витражи чуть светлее, нежели романские, они обладают более нежной гаммой и в то же время пропускают больше света; изображенные фигуры чуть менее угловаты. Прекрасные образцы готических витражей сохранились в соборе Парижской Богоматери, в Шартрском соборе, в соборе Кёльна (там общая площадь витражных полотен составляет почти 10 000 квадратных метров), в Кентерберийском соборе.
С окончанием Средневековья витражи не утратили своей популярности, правда, на смену Франции как законодательницы мод в этом виде искусства пришла Италия. Художники и дизайнеры с удовольствием использовали витраж в интерьере во времена историзма в XIX веке, в зданиях времен модерна… В наше время такой способ украшать жилища и общественные здания тоже популярен. Хотя, конечно, современные произведения не несут в себе того эмоционального и духовного накала, которым отличались витражи Средневековья.
Поделиться ссылкой
Это шкаф или картина?
С тех пор как в интерьерах домов стали появляться удобные и вместительные шкафы-купе, дизайнеры стали предлагать разнообразные варианты их декора.
Именно поэтому большой популярностью стали пользоваться шкафы с витражами. Сохраняя свою главную функцию хранения вещей, такой шкаф становится настоящим шедевром искусства в интерьере. Как правило, такие шкафы всегда делаются по индивидуальному заказу, в ходе согласования которого дизайнер и заказчик подбирают орнамент, который будет гармонично вписываться в интерьер помещения.
Немаловажным является еще и место, где будет установлен такой шкаф. Ведь витраж заиграет всеми красками разноцветных стекол только при прохождении через него света – дневного или искусственного. В случае, когда шкаф устанавливается в помещении без доступа прямого солнечного света, используют внутреннюю подсветку.
Витраж в интерьере для декора стен
Витраж-картина или витраж-панно
Никаких практических функций эти элементы не несут, зато становятся ярким украшением интерьера. Витражи-картины подходят для просторных прихожих-холлов, гостиных, парадных столовых. Витражные картины и панно, как правило, изготавливаются на заказ под конкретный интерьер, поэтому отлично вписываются в его тематику, делая помещение праздничным, нарядным.
Витражи для ниш и других сложных конструкций
Различные ниши и выступы по-прежнему актуальны. Однако объемные стеновые конструкции из гипсокартона, фанеры и т.п. стали настолько распространены, что сложно уже удивить кого-то их дизайном.
Формы повторяются, но использование непривычных материалов позволяет создать нечто неординарное. Помогут в этом и витражи. Внутренние стены ниш можно закрыть витражным экраном, за которым оборудована подсветка. Витражная ниша, сквозь которую льется свет, способна произвести впечатление.
Если ниша монтируется для создания фальшокна, витраж и здесь будет кстати. Но в любом случае нужна подсветка — ложное окно тогда заиграет и станет наиболее реалистичным.
Готический стиль
Работая над композициями, мастера старались отразить приверженность к чему-то возвышенному, утонченному. Готический витраж – это воплощение изящества и величия. Чтобы выделить подобные черты, элементы витража создавались на фоне сочетающегося с ними интерьера.
Основой служили архитектурные здания с огромными окнами, в каждом из которых было обязательным наличие изображения в этом стиле. Чаще всего зритель мог наблюдать сюжетные сцены бытового и религиозного характера. Стекло окрашивалось в яркие цвета, а затем на нем выскабливали силуэты людей и живописные узоры.
Готическому витражу присущи насыщенные тона и стремительно тянущиеся вверх формы. Основными цветами для изображения орнамента служили красный, фиолетовый, синий, желтый и коричневый. Для придания контрастности использовали черные, зеленые и рубиновые тона.
Заключение
Возможно вы считаете, что витраж – слишком дорогое удовольствие. Или же, как и многие люди, согласны с тем, что произведениям искусства место только в музее.
Однако это не всегда так. В жилых домах художественные картины со стекла начали использоваться после того, как появился стиль модерн. Касательно стоимости все решается просто. Во-первых, благодаря современным технологическим достижениям, затраты на изготовление витражей существенно снизились и, соответственно, цена на них. Во-вторых, можно приобрести несколько небольших предметов со стеклянной мозаикой, которые оригинально впишутся в ваш интерьер.