Русские ковры
В то время как на Востоке ковры являются главной и самой существенной частью обстановки жилища, в России, как и в других странах Европы, ковёр не представлял собой предмета первой необходимости и только дополнял обстановку.
В России с 1607 г. существовали мастерские в Москве, которые вырабатывали шпалеры. Выделка ковров получила широкое распространение в XVIII веке, когда особенно развилось мануфактурное производство. В то время в России выделялось много внимания богатым сюжетно-тематическим коврам в технике гобеленов. В помещичьих и монастырских мастерских вырабатывались более скромные. Кроме того, существовал кустарный, чисто народный ковровый промысел.
В 1716 г. по указу Петра I Яков Лефорт организовал придворные мастерские, а в последующие годы была создана императорская шпалерная мануфактура, образцы сюжетно-тематических шпалер хранятся в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Русские шпалеры – тканные картины, служившие для внутреннего убранства дворцовых помещений. Ранняя шпалера 1972 г. с конным портретом Петра I была выполнена Ф. Бехаглем, известным французским мастером, выписанным Петром I из г. Бовэ, который славился производством стенных ковров. Содержание других шпалер заимствовано из греческой и римской мифологии и истории; они изображают рождение Апполона и Дианы, сцену из жизни Александра Македонского и другие сюжеты.
Наиболее тонким по выработке является принадлежавший Петру I шелковый ворсовый ковёр с изображением сцен охоты, размером 293х323 см. Известно, что шёлковые ковры с золотыми и серебряными нитями украшали приёмные покои Московских палат Большого Кремлёвского дворца, Грановитой и Оружейной палат.
По мере того, как развивались связи России с народами Кавказа и Средней Азии (XVII-XIX вв.), всё большее значение приобретали для ввоза в Россию и экспорта за границу художественные изделия этих народов, особенно ковры, которые в это время пользовались всемирной известностью.
Выработка ковров ручным и полумеханическим способом в России имела место уже в начале XIX в. Широко были известны ковровые фабрики и мастерские в Завидове, Курске, Воронеже, Шадринске, Дубовке и других городах и сёлах России.
Народный ковровый орнамент постоянно совершенствовался поколениями мастеров, которые, обновляя и дополняя традиционные рисунки и расцветки ковров, создавали классические произведения прикладного декоративного искусства.
Наряду с ручным ковроделием развивается механическое ткачество, которое имеет некоторые преимущества перед ручным ткачеством, главным образом благодаря высокой производительности труда. Выработка коврового мастера, который ткёт ковёр или ковровое изделие вручную, составляет в среднем 1 за 25 дней (в зависимости от плотности ткани и композиционной сложности рисунка); выработка машинным способом составляет 23-30 многоцветных изделий, а нетканым методом – более 400 одноцветных изделий за одну рабочую смену. Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной выработки ещё не превзойдены, поэтому их стоимость в 2-3 раза превышает стоимость ковров, изготовленных машинным способом.
Техническая мысль продолжает систематически работать над заменой ручного процесса вязки узлов автоматическим узловязанием с воспроизводством полуторного или двойного узла при обязательном сохранении прочности и высоких художественных достоинств, достигнутых в ручном ткачестве. Применение новых химических волокон, искусственных и синтетических, значительно повысит эксплуатационные показатели ковров и ковровых изделий. Ковры и дорожки из синтетических волокон могут быть широко использованы в быту, а также для оформления помещений в общественных зданиях, на транспорте (в железнодорожных вагонах, на теплоходах, самолётах), в зрелищных предприятиях, лечебных учреждениях, гостиницах и т. д.