Что такое цветовой круг Гете и его особенности применения

Можно ли нарушать правила цветового круга

Если вы всё-таки решились сочетать рядом стоящие цвета, выбирайте приглушённые оттенки или сближайте их по тону. Например, при использовании красного и сиреневого, выберите сиреневый с большей составляющей красного. Добавив к ним третью краску, промежуточного пурпурного оттенка, вы сделаете сочетание ещё более гармоничным.

dropbox.com

Голубой и тёмно-зелёный хорошо воспринимаются рядом, поскольку это цвета живой природы. Однако их сочетание тоже лучше разбавить, например, белым или фисташковым. Стоит учитывать, что при совмещении близких по спектру тонов общая насыщенность цвета усиливается, а при сочетании противоположных – теряется.

Где искать заказы начинающему графическому дизайнеру

Читать подробнее

Цветовой круг Иоганна Вольфганга Гёте

Иоганн Гёте построил свой цветовой круг, который не менее
популярен и известен, чем круг Иттена, он дошёл до нашего времени,
но в видоизменённом или, по-другому, адаптированном виде.

Рис. 5. Современный цветовой круг Гёте

Почему такой круг предложил не физик, а поэт, мы думаем, что
неважно, главное, что эта цветовая модель используется дизайнерами в
настоящее время. Сам Гёте оценивал свою работу по цвету выше
поэтического творчества

Иоганн Гёте был не согласен с теорией цвета Ньютона. У него был
несколько иной подход, он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения.

Главная работа Иоганна Гёте – это “Учение о цвете”, над которой
он работал 20 лет (1790 – 1810 года). Ценность труда заключается в
том, что были сформулированы тонкие психологические состояния,
которые связаны с восприятием контрастных цветовых сочетаний.
Гёте выделил два вида воздействия цвета на человека – это
физиологическое, то есть на организм человека, и

психологическое.

Отличия цветового круга Гёте от
круга Ньютона

В отличии от круга Ньютона, последовательность цветов в круге Гёте
сделана не по принципу замкнутого спектра, а на основе трёх пар цветов:

  • красный, желтый, синий – три основных цвета
  • оранжевый, зеленый, фиолетовый – три дополнительных цвета, которые образуются от смешения рядом лежащих цветов.
Рис. 6. Цветовое колесо Гёте из книги «К теории цвета», которым он проиллюстрировал главу
“Аллегорическое, символическое и мистическое использование цвета”, 1809
г.

Между основными чистыми цветами находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой, что мы видим на современной вариации цветового круга Гёте. Рисуйте линии, треугольники и находите нужные цветовые композиции.

Как подобрать
цвета, если вы не художник, используя цветовой круг
Иттена

Что такое цветовой круг Иттена и почему он так
называется. Круг состоит из 12 секторов, которые образуются из трёх первичных цветов, от смешивания которых получаются шесть, а те, в свою очередь, при смешивании с первичными
цветами образуют те самые 12 цветов. Рассмотрим основные варианты подбора гармоничных сочетаний цветов
с помощью круга Иттена, причём сделаем это на примере кухонь. А также, как можно обойтись без цветового
круга, используя в качестве источника понравившийся
природный сюжет.

Далее мы рассмотри, как применяется круг Гётте, а варианты также
подкрепим примерами кухонь.

Контрастное сочетание цветов

Цвета, которые расположены друг напротив друга, например фиолетовый и желтый, дадут контрастное сочетание. Если сделать фасады на кухне в двух цветах, то такие цвета будут усиливать друг друга и такое сочетание считается гармоничным.

Рис. 7. Контрастное сочетание цветов на фасадах кухни

Гармоничное сочетание
цветов 

Цвета, расположенные по углам основного или перевернутого треугольника, например, синий и желтый дают менее гармоничные сочетания.

Рис. 8. Гармоничные сочетания цветов
Рис. 9. Допустимое сочетание цветов на кухне

Подбор цветовых аккордов

Сочетание цветов в круге под углом 90 градусов будет целесообразным для подбора “цветовых аккордов” в два, три или четыре цвета. Примеры такого сочетания: синий и фиолетовый + зеленый или желтый и оранжевый + зеленый.

Рис. 10. Кухня с сочетанием цветов в круге
Гёте под углом 90 градусов

Цветовой круг

Цветовой круг придумал немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте в 18 веке. Цветовой круг Гёте содержал 6 цветов: 3 основных (красный, желтый и синий) и 3 дополнительных (оранжевый, зеленый и фиолетовый). В 19 веке немецкий химик и физик Вильгельм Освальд усовершенствовал этот круг до 24 цветов.

В дальнейшем разные художники и ученые модифицировали цветовой круг каждый на свой лад, и на сегодняшний день разновидностей цветовых кругов достаточно много. Но все они сохраняют один принцип расположения — распределения цветов, и схема применения на практике одинакова для всех цветовых кругов.

Пример цветового круга

Главный плюс выбора цветовых сочетаний на основе цветового круга, это лёгкость и доступность. Можно выбирать и сочетать между собой цвета несколькими способами.

Способ 1. Хорошо сочетаются цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Такое сочетание называется комбинированием по принципу дополняющих цветов.

Цвета, лежащие друг против друга на цветовом круге, взаимно усиливают друг друга, если расположить их рядом. А если их смешать между собой, то получится серый цвет. Это контрастные сочетания, поэтому чаще всего такая схема применяется для создания акцентов. Так как эти комбинации создают динамичное, слегка возбуждающее настроение, их не рекомендуется использовать для спален и других помещений, где нужно спокойное настроение.

Способ 2. Можно не боясь сочетать цвета, которые расположены на вершинах треугольников, вписанных в цветовой круг. Такая схема называется трёхцветная гармония.

Такое цветовое решение создает сильный, динамичный интерьер.

Способ 3. Также создают гармонию цвета, которые лежат на вершинах квадрата (или правильного прямоугольника), вписанного в цветовой круг. Такую схему обычно называют «двойной комплимент»

При использовании контрастных схем в интерьере важно соблюсти несколько правил. Нужно помнить, что одинаково насыщенные тона в равных количествах создают ощущение несбалансированности

Лучше использовать разные по интенсивности оттенки выбранных цветов. В контрастных сочетаниях важно соблюсти принцип основного и дополнительных цветов.

Пропорции площадей каждого цвета зависят от его интенсивности и насыщенности по отношению к другим цветам этого интерьера. Чем цвет «сильнее», тем меньше площади он должен занимать по сравнению с другими цветами.

Если сочетание контрастных цветов смотрится на ваш взгляд чересчур ярко, можно их слегка приглушить, добавив белого цвета. Чем более разбелены контрастные цвета, тем больше возможностей и меньше ограничений для использования их в создании интерьера.

Способ 4. В интерьере можно смело использовать цветовые схемы, основанные на однотоновой гармонии, их еще называют монохромными цветовыми схемами. Они создаются с помощью темных и светлых оттенков одного цвета.

Такое цветовое сочетание называют еще нюансным. Эта схема помогает придать интерьеру аккуратный и чистый вид. Для создания атмосферы спокойствия и отдыха выбираются цвета из холодной части круга. А если нужен интерьер, способствующий общению и активности, используются цвета из тёплой части круга. От монотонности такой интерьер защитит присутствие растений или немного вкраплений контрастных цветов.

Способ 5. Ещё одно хорошее сочетание для интерьера создаётся с помощью аналогичной (или родственной) цветовой схемы. Она построена на основе цветов, расположенных рядом на цветовом круге.

Благодаря близости своего расположения друг к другу цвета легко сочетаются между собой. Такое цветовое решение придаёт интерьеру глубину и элегантность. Чтобы создать гармоничный дизайн на основе родственных цветов, выбирается любой понравившийся цвет на цветовом круге в качестве основного тона и к нему добавляются соседние справа и слева цвета. Цветовая палитра интерьера может быть расширена за счет использования цветов разной насыщенности (добавляются разбеленные или затемненные выбранные цвета).

Сочетания цветов и дизайнерская концепция

Как-то раз на уроке рисования от преподавателя довелось услышать, что красный и зелёный цвета несовместимы. Это смотрится просто вульгарно. Между тем украинские и белорусские орнаменты буквально переполнили примеры подробной гаммы. Целый народ ошибается? Нет, это не так. Просто очень и очень многое зависит от индивидуальных предпочтений каждого человека. Забегая вперёд скажем, что сочетание зелёных обоев с красными предметами обстановки как раз-таки поощряется. Но! Все зависит от насыщенности и правильной дозировки. Говорят, что сочетание коричневых обоев и голубого цвета в мебели недопустимо. Да, так было раньше, но сегодня мир придерживается других, научно обоснованных концепций.

Дизайнерское решение для гостиной

Перед началом каких-либо оформительских работ не нужно ставить перед собой такой вопрос про сочетание голубых обоев в интерьере с предметами обстановки. Нет. Вместо этого нужно найти самостоятельно – проще всего это сделать через интернет –  максимально соответствующую настроению данного помещения фотографию. Сделать это сможет каждый. Желательно, чтобы на снимке присутствовали цвета уже имеющейся здесь мебели, а также люстр и прочих предметов обстановки, не исключая штор. Фото должно нравиться.

Это могут быть снимки природы, натюрморты, любого рода изображения, производящее нужное впечатление. В дальнейшем при выборе цветовых решений в интерьере кухни можно опираться на полученную визуальную информацию. Это позволит, базируясь на природной (или неживой) красоте, создавать достаточно яркие красивые дизайны. При этом нужно знать, что все цвета подразделяются на холодные и тёплые. Мы не будем вдаваться в подробности, а вместо этого проведём простую, известную всем школьникам поговорку, которая поможет подобрать сочетание обоев в интерьере…

Считается, что предметы холодного цвета кажутся меньше по размеру, нежели это имеет место быть в действительности. Вот почему мебель тёплых тонов визуально больше. Холодные тона принято использовать для создания окружения. В то время как тёплые зачастую служат центром композиции. Когда подбирается сочетание цветов в интерьере, обои являются именно фоном. Но на самом деле этот подход чисто субъективный. А мы обещали рассказать про нечто более определённое. Что мы сейчас и сделаем.

Устройство круга

Сейчас цветовой круг является базовым инструментом цветового конструирования. Его основу составляют 3 тона: красный, синий, желтый. Результатом их комбинирования являются прочие оттенки, которые тоже отражены в «шпаргалке».

Существуют разные виды цветовых кругов, различающиеся количеством присутствующих в них секторов. Любой круг включает теплую и холодную зоны, что можно заметить визуально: красный, оранжевый, желтый относятся к первой зоне, синий, голубой, зеленый – ко второй.

Цветовой круг Иттена

Именно эта форма представления цветов является сейчас самой популярной. В цветовом кольце Йоханесса Иттена впервые было выделено 12 секторов, поэтому теперь оно считается классическим. Все 12 цветов расположены по окружности так, что контрастирующие тона находятся в противоположных друг другу зонах.

В центре кольца Иттена – треугольник с базовыми тонами (синий, желтый, красный), которые при смешивании позволяют получить все остальные цвета. Треугольник окружен шестиугольником, в котором прорисованы три оттенка, полученные путем смешивания равных долей базовых цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Следующим слоем по окружности расположились другие оттенки зеленого, желтого, синего, красного, оранжевого, фиолетового спектров.

Цветовой круг Гете

Поэт, мыслитель Гете тоже имел свой взгляд на построение цветового круга. Он отмечал существование так называемых «чистых тонов», которые нельзя получить путем смешивания красок. В круге Гете эти цвета чередуются с дополнительными (оранжевый, фиолетовый, зеленый), которые получены путем попарного соединения основных. Несмотря на то, что кольцо Гете на этом замыкается, он тоже отмечал получение всех остальных оттенков при комбинировании предыдущих.

Цветовой круг Гете конца 17 века Современный цветовой круг Гёте

Цветовой круг Освальда

Большой круг Освальда основан на гармонии цветовых сочетаний, то есть на приятных ощущениях, которые испытывает человек при оценке комбинации тонов. Для определения таких сочетаний ученый провел множество исследований, результатом которых стало упорядочивание существующих оттенков.

Как и в прочих системах, в этом круге выделяется основная палитра в центре, но в нее включаются красный, синий, зеленый (на данных тонах строится современная цветовая модель RGB). Затем круг делится на 12 секторов (12 оттенков), каждый из которых состоит из нескольких слоев в порядке увеличения интенсивности цвета к краям. В данной и иных моделях нет черного и белого цветов, поскольку первый воспринимается как максимально возможная насыщенность тона, а второй – как его отсутствие.

Цветовое колесо Ньютона

Исаак Ньютон был первым, кто попытался привести все видимые цвета в единую систему и нарисовать цветовой круг. Кольцо Ньютона включает семь секторов – красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый. Позже ученый добавил к кругу пурпурный, расположив его между красным и фиолетовым.

Несмотря на недочеты, которые потом исправил Иттен (круг последнего считается самым удобным для дизайнеров и художников), именно Ньютон сформулировал первые законы оптического смешивания. Также ученый определил, что при соединении фиолетового и красного получается пурпурный, и ввел его в цветовую модель. Он же обозначил идею самого смешивания тонов при наблюдениях за разложением луча света.

Цветовая система Ньютона из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно. 

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Как использовать цветовой круг Иттена правильно

Цветовой круг Иттена для создания гармоничных сочетаний используют в разных сферах. Но принципы комбинаций общие, выбор зависит от цели, которой нужно добиться. Оттенки и их соединения воспринимаются по-разному

Одни успокаивают, другие возбуждают, яркие привлекают внимание. 

Холодные тона смотрятся серьезнее и отчужденнее, теплые позитивнее, производят впечатление открытости. Но однозначности в этом вопросе нет, так как в каждой гамме есть масса оттенков. В любой композиции присутствует основной цвет(цвета) и дополнительные. Последние могут быть акцентными, то есть противоположными по палитре, или близкими. 

При создании гардероба  

Цветовой круг Иттена в одежде – ее создании и комбинировании, играет ключевую роль. Принципы сочетаний зависят от цели образа. Деловая обстановка требует строгости и сдержанности, поэтому за основу берут цвета базового типа. Это белый, беж, черный, серый. Их проще всего сочетать, так как они нейтральные, универсальные, не имеют тепловой окраски. Яркие тона практически не используются, для оживления можно брать практически любые оттенки пастели. 

Правила сочетания трех цветов в одежде

Для вечернего образа основной цвет может быть любым: ярким, светлым, темным, приглушенным, холодным или теплым. Если нет дресс-кода, но хочется создать традиционный аутфит, используют черный, красный и их оттенки. 

Допускается комбинирование контрастных по схеме цветов. В повседневном образе уместны классические и яркие оттенки. Их можно комбинировать по-разному: яркие с нейтральными, яркие с яркими, нейтральные с нейтральными.

Существуют беспроигрышные правила комбинация цвета в образах:

  • светлый со светлым;
  • светлый с темным;
  • светлый с ярким;
  • темный с темным;
  • темный с ярким;
  • светлый с темным и ярким;
  • светлый со светлым и ярким;
  • светлый с темным и ярким. 

Сочетать в образе больше трех цветов не рекомендуется, он может получиться перегруженным. 

В оформлении интерьера  

Цветовой круг Иттена онлайн часто применяют при формировании дизайна помещения. Профессионалом для этого быть не обязательно, достаточно выбрать основной цвет, а палитра уже подскажет оптимальные дополнения. 

Есть несколько приемов оформления:

Классические оттенки в комплексе. Здесь цветовой круг Иттена в сочетании цветов не обязательно использовать, но с ним более тонко получится выявить переливы тонов. За основу берут серый, беж, белый и дополняют любыми акцентами.  

Прием градиента. Здесь без схемы не обойтись, потребуется всего один спектр схемы, зато проще выбрать то, что хочется. Рекомендация в этом варианте всего одна – нужно переходить от минимума темного к светлому. 

Холод и тепло. В теплых тонах присутствует желтый, в холодных синий. По этому принципу схема может быть разделена на две половины. Есть еще и нейтральные оттенки: черный, серый и белый, у них нет температурного окраса

Лучше всего между собой сочетаются оттенки в рамках одной зоны, важно соблюдать баланс, в котором как раз поможет схема. 

Три гаммы. Если выбрать три главных тона и комбинировать их между собой, можно создать гармоничный не перегруженный ансамбль

Если увеличивать количество, есть риск уйти в безвкусицу, где ничто ни с чем не занимается. 

Гармоничное сочетание цветов в оформлении интерьера

Нельзя забывать о своих личных предпочтениях, дизайн должен быть комфортным для глаз. 

В живописи и творчестве  

Подбор онлайн по цветовому кругу Иттена в создании творческих продуктов тоже востребован. Но здесь приемы могут быть несколько иными. Например, картина не обязательно должна формировать комфортные ощущения, если задача автора вызвать раздражение. В этом случае применяются соответствующие цветовые комбинации. Художники могут сами соединять краски и получать новые оттенки как раз в соответствии со схемой. 

При соединении двух комплиментарных тонов, например, красного с зеленым, получается броская, живая картинка. Если комбинируют три противоположных тона, красный, синий и желтый, то изображение получится тоже контрастным. Пропорции фонового, дополнительного и акцентных оттенков могут быть разными. 

Цветовой круг Иттена в живописи

Еще один прием, которым пользуются творческие люди – соединение от 3 до 5 цветов, соседствующих в круге. Он позволяет добиться спокойной картинки, мягкого впечатления. С его помощью усложняют фон, делают многограннее детали, но без ухода в пестроту. 

Дополнительные цвета[]

Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, в круге RYB называются комплементарными (например, зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый)., или дополнительными в физических системах RGB

Дополнительные цвета — при смешивании дают воспринимаемый ахроматический цвет.

  • смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях не даёт нейтральный серый тон (из за ограниченного цветового охвата RYB, наибольшая погрешность в зелено – красной паре RYB)
  • смешивание двух любых дополнительных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон
  • дополнительный цвет стимулирует в восприятии смотрящего парный дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста, но в силу физиологии восприятия цвета круг контрастных цветов немного отличается от круга дополнительных цветов. В части спектра пары дополнительных и контрастных цветов не совпадают. На свойстве цветового контраста основан так же эффект хроматической стереоскопии, когда цветные объекты на фоне другого цвета кажутся наблюдателю расположенными ближе, что часто используется в полиграфии.

Свойство дополнительных цветов дополнять друг друга до ахроматического в восприятии зрителя используется при настройке отображения цвета мониторами (модели RGB, sRGB, adobeRGB). Наиболее точной цветовой моделью является модель LAB, так например в операционных системах цвет записывается в системе LAB и при конверсии между программами и устройствами – принтерами, графическими картами, мониторами цветовые характеристики переводятся в LAB а затем исходя из цветового профиля устройства пересчитываются заново в например sRGB. Поэтому цветовые круги выглядят по разному на разных мониторах и разных устройствах печати. Чтобы синхронизировать цвет и видеть его идентично недостатки цветопередачи устройств и красителей координируют тщательной настройкой всех цветовых профилей устройств и эталонами печатных и промышленных красок с помощью эталонной системы LAB.

В цветовом круге не представлено ахроматических цветов, в том числе чёрного цвета (см. также серая шкала).

Онлайн-сервисы для подбора цвета

Для быстрого обнаружения нужных оттенков и цветов можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Рассмотрим бесплатные инструменты, для применения которых вам не обязательно проходить регистрацию:

Paletton

Paletton — англоязычный сервис, оказывающий помощь в подборе оттенков из базовых цветовых сочетаний.

Преимущества:

  • Настройка насыщенности и светлоты.
  • Демонстрация вариантов дизайна страницы.
  • Формирование своих собственных цветовых схем.
  • Регулировка важнейших параметров: оттенок, насыщенность, яркость и контраст.
  • Отображение информации о цветовых режимах — RGB, LAB.
  • Экспорт цветовой гаммы для веб-сайта в формате кода.


Paletton

Adobe Color

Adobe Color — отличный инструмент, который регулярно модернизируется и снабжается полезными функциями.

Преимущества:

  • Сохранение палитры в «облаке» для дальнейшего использования в сервисах Adobe.
  • Регулировка яркости и любых параметров цветового режима — RGB, LAB, HSB, CMYK.
  • Наличие инструмента, который позволяет подобрать контрастность фона, текст и графические элементы.
  • Интерфейс Adobe Color

ColorScheme

ColorScheme — русскоязычный сервис, функционал которого напоминает Paletton.

Преимущества:

  • Проверка цветовой гаммы.
  • Регулировка насыщенности, яркости и контрастности.
  • Демонстрация основных и вторичных цветов.
  • Функция случайного подбора оттенков.
  • Сохранение в формате PNG, таблицы стилей, палитры или HTML.
  • Возможность использования людьми с ограниченными возможностями.

getColor

getColor — отличный онлайн-сервис, позволяющий в считанные минуты найти нужное сочетание.

Преимущества:

  • Регулировка тона, насыщенности и яркости.
  • Продвинутое оформление инструмента.
  • 4 комбинации цвета по Иттену на выбор.
  • Простое управление.
  • Возможность скопировать номер оттенка.

В теории Иттена можно найти массу полезной информации. К примеру, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты, как связаны форма и цвет и т.д. Кроме этого, рекомендуем почитать о том, как работать с формой объектов.

Иттен не заставлял студентов заучивать чисто технические приемы. Он учил раскрывать свою интуицию и следовать за ней. Художник делал это с помощью ряда интересных упражнений, реализующих творческие задатки человека.

Круг Иттена и цветовые сочетания – необходимые составляющие работы специалистов из творческих сфер. Данный инструмент используют как начинающие художники, так и профессионалы. Кроме того, благодаря применению цветового круга вы улучшите свои навыки и через некоторое время сможете подбирать приятные сочетания без схемы.
Откройте для себя захватывающий мир моушн-дизайна! Присоединяйтесь к нашему курсу и овладейте искусством создания динамичных и привлекательных анимаций. Узнайте о последних тенденциях и инструментах в индустрии, изучите принципы анимации и научитесь применять их в своих проектах. Получите опыт работы с профессиональными программами и расширьте свои возможности в карьере дизайнера. Регистрируйтесь сейчас и проложите себе путь к успешной карьере!

Иоганнес Иттен, автор цветового круга.

Всемирно известный художник, педагог, теоретик современного искусства родился в Швейцарии, в городе Зюдерн-Линден в 1888 году. Важным моментом образования и становления Иттена в профессиональной карьере стало совмещение художественного и математического образования. В 1913 он окончил школу изящных искусств в Женеве, а в 1916 — математический факультет Бернского университета. Такое сочетание заложило основательную базу под его творческую и научную деятельность. Во всех созданных им теоретических работах просматривается глубокое понимание и горячее желание разобраться даже в мелких подробностях. Под выводами и тезисами видна логическая основа, каждая выдвинутая идея сопровождается научным пояснением.

В 1919 году по приглашению Вальтера Гропиуса Иттен начинает работать преподавателем в созданной в том же году Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз (нем. Bauhaus).
Он был не просто преподавателем, а создателем и разработчиком учебной системы, а далее, и художественной концепции. Главным тезисами его учебного метода стали:

  • раскрытие художественных возможностей учащегося
  • создание основы для выбора специализации и профессии учащегося
  • овладение учащимся основными правилами и схемами создания художественных произведений

Иттен ставил себе задачу разработать универсальные и прикладные методы, с помощью которых можно воплощать любые творческие замыслы.
Значительной частью его исследований и теоретических трудов стало изучение свойств цвета как в художественных работах, так и в окружающем мире.

В 1921 Иттен выпускает книгу «Искусство цвета», создает учебные программы и пособия.
Основываясь на исследовательском опыте в области изучения природы цвета, его физиологическом влиянии, химического состава пигментов, таких авторов как И. Ньютон, И. Гете, В. Оствальд, О. Рунге, Иттен создал свою теорию, куда включил найденные во время педагогической практики разработки и открытия. Так появился знаменитый Цветовой круг Иттена.

Цветовая система Иттена

Описание цветового круга Иттена.

Цветовой круг, разработанный Иттеном, представляет собой графическую схему, составленную из геометрических форм, заполненных определенным цветом.

Начало конструкции – три основных цвета: красный, синий, желтый. Они расположены в центре круга и образуют равносторонний треугольник. Углы треугольника одновременно являются вершинами шестигранника, оставшиеся части которого заполнены цветами второго порядка, образованными равнозначным смешением двух основных цветов.

  • красный и желтый при смешивании дают оранжевый;
  • желтый и синий – зеленый;
  • синий и красный – фиолетовый.

Шестигранник вписан в круг, поделенный на двенадцать сегментов. Вершины шестигранника, соприкасающиеся с кругом, передают свой цвет сегменту. Таким образом образуются шесть сегментов, где три — это цвета первого порядка, другие три — это цвета второго порядка. Оставшиеся шесть частей круга заполняются равнозначным смешением соседних сегментов и образуют цвета третьего порядка.

Схема цветового круга Иттена

Это очень логичная и понятная система. Каждое последующее деление и передача цвета логично обоснованы и доступны для повторения.

Цветовой круг Иттена на практике.

Существуют как положительные, так и отрицательные отзывы на цветовой круг Иттена. Для одних — это беспроигрышная техника составления гармоничных по цвету композиций. Для других — это неподходящая схема, замыкающая художника в узких рамках колористики.

Верным остается одно, Иоганнес Иттен создал удобную модель для работы с цветом, по которой каждый человек, вне зависимости от наличия художественного образования, сможет правильно подбирать и сочетать цвета. Система Иттена в понятной форме показывает структуру каждого цвета и что нужно сделать для его получения.

Иттен посвятил большую часть своей жизни изучению цвета во всех его аспектах и закономерностях. Всеми открытиями он охотно делился со своими студентами, стремясь воспитать в них вдумчивое отношение к процессу, понимание принципов работы формы и цвета. Его система не являлась жестким каноном, с которым нужно согласовывать каждое действие, сам Иттен называл это «созданием наилучших условий для развития и координирующими упражнениями»

На наших уроках композиции у вас появится возможность не просто ознакомиться, но и пользоваться разработками великих художников и теоретиков искусства. В каждое практическое задание мы включили самые ценные и проверенные временем приемы. Будем рады с вами поделиться. Подробную информацию об уроках вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.

Получение цветов из круга Иттена

Круг включает в себя лишь 12 цветов, тогда как специалист должен уметь работать с огромным количеством оттенков. Изобретенный Иттеном метод является ориентиром, а не готовым решением. Однако область его применения может быть расширена.

Представим, что вам необходим комплементарный цвет к бирюзовому. Он отсутствует в схеме Иттена. При этом вы знаете, что он расположен между зелёным и голубым, а значит, искомый цвет будет находиться как можно дальше от их границ. Самая дальняя точка — граница между красным и красно-оранжевым. Следовательно, смешав эти два цвета, вы получите комплементарный бирюзовому результат.

Дизайнер занимается определением конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого.

Следует понимать, что насыщенность и яркость очень важны для создания приятного изображения. Скажем, красный может быть очень насыщенным, представляя собой розовый. Если же снизить его яркость, то вы получите бордовый. Все эти параметры оказывают непосредственное влияние на восприятие объектов.

Определение цветового круга

Цветовой круг (колесо) широко используется в дизайне и колористике. По сути, это особое правило, помогающее ориентироваться в многообразии красок, создавать нужные оттенки в любой цветовой модели. Иными словами, круг представляет собой способ непрерывности цветовых переходов. Секторы фигуры окрашены в различные тона, которые размещены в особом порядке. Их взаимное расположение обусловлено законами колористики (теории цвета), поэтому круг помогает производить подбор гармоничных сочетаний оттенков.

Дизайнеры воспринимают цветовое колесо как «шпаргалку», в которой отражены все возможные колористические схемы. Его можно посмотреть онлайн либо взять в руки в печатном виде. Тем не менее, на подбор оттенков с учетом данных круга влияет ряд сторонних факторов. Специалисты отмечают, что спектр цвета воспринимается субъективно и сильно зависит от остальной композиции в помещении. Также на восприятие цвета влияет размер окрашенных поверхностей, их форма, поэтому в каждом случае приходится принимать решение индивидуально.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий