Откатные(сдвижные) ворота своими руками пошаговая инструкция

Монтаж и регулировка зубчатой рейки

На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.

Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.

Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.

Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.

Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.

Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.

Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.

В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.

Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.

В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.

Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.

В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.

Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.

Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.

Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.

Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.

Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.

Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.

При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.

Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.

Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.

Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.

Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.

Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.

Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.

Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.

То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.

В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.

На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.

Как избежать ошибок

Создавая откатные ворота своими руками, чертежи и схемы по изготовлению нужно изучать тщательно. Это позволит избежать многочисленных ошибок и соорудить надежную ограждающую систему.

Большинство погрешностей возникает на этапе подготовки фундамента или фиксации крепежных элементов, которые подвергаются быстрому износу.

Если в процессе эксплуатации ворота, сделанные своими усилиями, издают скрипы, то, возможно, в подшипники попал песок. Чтобы устранить проблему, достаточно очистить движущиеся детали от загрязнений.

Соблюдение таких рекомендаций позволит завершить сборку ворот без погрешностей.

Обустройство фундамента

Самая ответственная и трудоемкая работа – закладка фундамента для закрепления консольных блоков, конструктивной части ворот. Фундамент представляет собой прямоугольный блок, армированный металлом.

Устанавливается он с внутренней части забора, в той части проема, куда будет откатываться дверь.

Важно! До начала производства земляных работ необходимо тщательно рассчитать размеры фундамента для закладного элемента

Размеры фундамента

  • длина бетонного прямоугольника равна половине ширины проезда;
  • ширина не менее 50 сантиметров;
  • глубина зависит от промерзания грунта плюс 20 сантиметров.

Важно соблюдать именно эти размеры, чтобы впоследствии не перекосило всю вашу конструкцию – при весеннем вспучивании почвы вы просто не сможете открыть ворота и попасть на свой участок. Ширину въездного проема советуем сделать 4 метра: и неопытный водитель въедет, и грузовая машина все, что надо привезет

Следовательно, длина фундаментного блока составит два метра. Глубина промерзания в средней полосе России – около 140 сантиметров. Мы свой блок для надежности заглубим на 160 сантиметров

Ширину въездного проема советуем сделать 4 метра: и неопытный водитель въедет, и грузовая машина все, что надо привезет. Следовательно, длина фундаментного блока составит два метра. Глубина промерзания в средней полосе России – около 140 сантиметров. Мы свой блок для надежности заглубим на 160 сантиметров.

Фундамент под опоры сделать проще: ямы для них выкопать на такую же глубину – 160 сантиметров. Установить столбы с помощью уровня и залить бетоном. Предстоит выполнить большой объем земляных работ – берите в помощь технику или друзей.

К тому же необходимо выровнять площадку для заезда автомобиля по обе стороны ворот. Снять плодородный грунт на 20 – 30 сантиметров. Засыпать площадку песком и гравием, уложить плитку или заасфальтировать.

В этом видео Вы можете посмотреть инструкцию по изготовлению откатных ворот своими руками.

Виды откатных ворот

Конструкционные решения откатных ворот могут быть разными. Ниже будут рассмотрены основные варианты.

Подвесные

Раньше эти устройства применяли на въездах в охраняемые территории. На высоте, позволяющей проехать грузовику, монтировали балку из металла. Затем на неё, используя роликовые тележки, вешали полотно ворот.

Сейчас их можно встретить редко из-за двух моментов:

  • наличие ограничения в габаритах проёма ворот;
  • материалоёмкость.

Откатные по рельсу

Данные конструкции отличает простота и надёжность. Полотно ворот ставят на ролики. На поверхности крепят специальный рельс, по которому оно будет ездить. Для устойчивости предусматривают дополнительную поддержку.

Подобные ворота рекомендуется ставить в регулярно убираемых местах, поэтому в нашей стране их используют нечасто. Заурядный снегопад может надолго вывести устройство из строя.

Консольные

Консольный вариант был придуман с целью нивелирования недостатков, имеющихся у двух предыдущих видов. Полотно такой конструкции не контактирует с поверхностью, а с помощью направляющей балки находится в подвешенном состоянии на консольных роликах.

Как правило, и балка, и ролики находятся внизу ворот. Но в некоторых случаях они могут располагаться и в середине, и сверху.

Лайфхаки и полезные рекомендации

Если на участке установлены откатные ворота, будет полезно следовать рекомендациям специалистов:

  1. Хотя подобные модели надёжны и долговечны, они не защищены от поломок. Профилактикой является плановое техническое обслуживание сервисными службами.
  2. Ремонт должен проводиться лишь опытными мастерами с применением профессионального оборудования.
  3. Чтобы устройство откатного типа исправно работало, нужно не забывать следить за чистотой пространства вокруг него. Мелкие камушки, листья, снег могут препятствовать движению полотна.

Откатные ворота своими руками удобны в эксплуатации, надёжны, компактны. К тому же они вносят комфорт в повседневную жизнь за счёт системы дистанционного управления.

Если приложить усилия, то конструкция может стать украшением ландшафта и предметом зависти ваших знакомых.

Из чего состоит конструкция

В составе откатных ворот находятся следующие детали, необходимые для монтажа ворот:

  • Как сделать современный ландшафтный дизайн своими руками?
  • Лучшие способы очистки снега во дворе частного дома

  • Автоматические откатные ворота

  • направляющие балки, которые выполняют роль несущей;
  • опоры для роликов;
  • ролик, который можно снять;
  • регуляторы парусности и нагрузки – уловители;
  • в качестве крепления используется кронштейн, защищающий ворота от покачивания;
  • опора, обеспечивающая створкам подвижность и подставка к ней.

Наглядно состав конструкции может представить схема откатных ворот.

Особенности проектирования конструкции

Перед покупкой сырья, инструментов, рекомендуется сделать чертеж или эскиз будущего изделия. Советуют замерять и указывать размеры деталей, а также рассчитывать количество сырья.

Размеры полотна

Определяют ширину, длину, высоту и другие параметры ворот. Замеряют дистанцию между опорными стойками, потому что от этой величины будут зависеть остальные размеры.

При расчетах следует учесть:

  • Габариты машины, которая будет проезжать в проем;
  • Угол ее въезда;
  • Незанятое расстояние между шириной транспорта и стойками. Оно должно быть 0,3-0,5 м с обеих сторон.

Рекомендованное расстояние для легковушек – 2,5 – 3 м, а вот для грузового транспорта или спецтехники потребуется дистанция не меньше 3,5 м.

В случае затрудненного передвижения относительно линии ограждения, то может понадобиться въезд на территорию под углом. То вышеописанное расстояние увеличивают в 1,5 раза.

Водитель-новичок, плохо зафиксированный груз, скользкая дорога – мелочи, на которые следовало бы обращать внимание. Потому что из-за них машина может наклониться набок или переместиться

Идеальная, оптимальная ширина проема – 4,5 м. Это достаточная величина, которая не подведет в любом случае.

При расчете ширины створки, к величине проема добавляют 20 см. Это нужно, чтобы через закрытую конструкцию невозможно было посмотреть, что находится на территории за ней. Если этот параметр забыли учесть, ситуацию можно исправить сближением столбов.

Распространенная ошибка многих людей – думать, что высота ворот идентична самому ограждению. Но, полотно обычно немного ниже. Потому что нижний край забора фиксируют с небольшой щелью от поверхности земли. А само полотно земли вообще не касается – его устанавливают с образованием зазора примерно 10 см.

Опорные площадки контролируют дистанцию между поверхностью грунта и нижней направляющей. Ими же выставляют высоту роликов. От того, как их смонтируют, зависит, насколько створки будут возвышаться над землей.

Высота створки зависит от габаритов рамы, каркаса и ширины снизу лежащей направляющей. Все эти параметры учитывают еще на этапе проектирования.

Чертежи и схемы

Направляющая, перемещающаяся по консолям – основа откатных ворот. Чтобы опорный роликовый механизм не мешал въезду через проем, его убирают за габариты. Специальный откос используют, чтобы удлинить створку. Откос выступает в роли противовеса. Если длина его будет равняться половине ширины полотна, то это поможет предотвратить перекос при использовании ворот.

Роликовые тележки принимают давление на себя, поэтому их фиксируют прочно, надежно. Фундамент создают из железобетонной конструкции. Наверху расположена закладная площадка из стального швеллера. В будущем его можно использовать еще для установки автоматического привода.

Откатная конструкция довольно проста в изготовлении. Когда понимают суть механизма и его работы, то сделать чертежи или эскизы собственноручно совсем нетрудно.

Ниже предоставлено изображение чертежа для изготовления. Эскиз может служить вам наглядным пособием для собственного проекта.

Особенности устройства раздвижных ворот

Раздвижные варианты все чаще используются во время строительства ограждений. Они занимают относительно немного места. Кроме того машина может располагаться всего лишь в нескольких сантиметрах от ограждения и это не будет мешать их открыть или закрыть. Наличие разнообразного строительного материала дает возможность каждому сделать раздвижные ворота своими  руками. Чертежи, фото и видео позволят более тщательно изучить все особенности выполнения работы.

Раздвижной вариант

Основные разновидности раздвижных ворот:

  • консольные;
  • подвесные;
  • откатные.

Подвесная разновидность

Подвесной вариант не пользуется особой популярностью. Это связанно с тем, что в верхней части установлена рельса, по которой движется полотно. Данная рельса является своего рода ограничителем, поэтому далеко не каждое транспортное средства сможет въехать во двор.

Установка изделия

Откатные изделия

Для работы откатных вариантов рельса устанавливается вдоль стены и непосредственно в самом проеме. В северных регионах такую систему использовать нецелесообразно. Поскольку при большом количестве снега работа створок будет затруднена, и постоянно нужно будет очищать заснеженные места.

Схема раздвижных вариантов

Преимущества консольного типа

Консольный тип на сегодняшний день самый популярный. Они могут быть использованы как в южных, так и в северных регионах. Движения полотна происходит над землей, поэтому нет необходимости постоянно расчищать путь. Кроме того к преимуществам стоит отнести то, что в верху нет никаких ограничителей. Это дает возможность заезжать во двор  даже машинам с большой высотой.

Консольный тип

Для установки такого типа необходимо устройство только одного опорного столба, который и будет нести всю нагрузку от полотна

Поэтому важно сделать его максимально качественным и надежным. Сама консольная балка на воротах может быть расположена снизу, сверху или посредине полотна

Откатная модель

Каждый справиться с выполнением раздвижных ворот своими руками. Чертежи, фото и видео позволяют изучить принцип раздвижной системы

Важно учитывать все рекомендации при выполнении работы

Комплект электропривода и аксессуаров

Особенности выполнения откатных ворот

Откатные варианты позволяют существенно сэкономить пространство во дворе. Но при этом необходимо проконтролировать пространство вдоль забора. Для нормального функционирования системы предварительно необходимо расчистить место от мусора и любой растительности.

Устройство откатной конструкции

Установка опорных элементов

Началом работы является устройство основного опорного столба, на который будет оказана основная нагрузка. При желании можно выполнить откатные ворота своими руками: чертежи, схемы и видео помогут соблюдать технологию. Для работы нужно подготовить такие инструменты:

  • аппарат сварочный и болгарку;
  • дрель и саморезы;
  • рельсы подходящего размера и ролики.

Рельсы и ролики

Для выполнения самых створок лучше всего использовать оцинкованный материал. Он в состоянии прослужить долгое время, при этом сохранит свой первозданный вид. Очень часто используется профлист с полимерным покрытием.

Изделия данного вида могут быть оборудованы автоматическим или ручным приводом.

Чертеж откатного типа

В начале работы стоит подготовить чертежи, по которым будет выполняться работа. Чертежи и схемы позволяют также рассчитать точное количество необходимого материала. Высота ворот должна соответствовать забору

Ширина проема при этом может быть самой разной. Откатные изделия оказывают давление не только на рельсы, но и на столб, поэтому его конструкции нужно уделить особое внимание. Его нижняя часть должна быть погружена в почву и качественно забетонирована

Опора для откатных изделий

Устройство рельсы для движения полотна

Откатные ворота будут ходить по рельсе, которая располагается на земле. Для этого нужно выбрать П-образный профиль металлический. Его длина должна быть как две длины полотна. Для запаса нужно сделать еще 30 сантиметров

Важно чтобы рельса была установлена на бетонное основание. Только таким образом можно получить максимально надежную конструкцию, которая прослужит долгое время.  После того как все рельсовые системы установлены и закреплены к опорному столбу можно устанавливать привод электрический

Устройство рельсы

Сборка полотна и его установка

Полотно ворот делается с металлического каркаса, к которому в последующем будет прикреплен профлист. К нижней части металлического каркаса крепятся ролики. Полотно ворот устанавливается в самую последнюю очередь. Откатные ворота своими руками: чертежи, фото и видео дают полную информацию о конструкции и процессе выполнения работы.

Полотно ворот

Устройство откатных ворот

Схема откатных ворот

  1. Направляющая балка
  2. Опора роликовая (тележка)
  3. Ролик концевой съёмный
  4. Ловитель нижний
  5. Ловитель верхний
  6. Верхний фиксатор с роликами (кронштейн)
  7. Подставка

На фундаменте для сдвижных (откатных) ворот установлены две несущие роликовые опоры. К нижнему краю полотна для откатных ворот приварена направляющая балка. Опоры воспринимают основную нагрузку от ворот и обеспечивают перемещение створки. Опоры монтируются на подставки либо при помощи закладных болтов.

В консольной части ворота устанавливаются на несущих роликовых опорах. Ролики опор находятся внутри несущей балки. Откатные ворота такой конструкции легко открывать вручную, она обеспечивает надежную работу привода в зимнее время.

Необходимое условие при изготовлении сдвижных ворот

Створка ворот должна быть жёсткой для того, чтобы выдерживать весовые и ветровые нагрузки. Полотно не должно изгибаться под собственным весом. Направляющая приваривается к жёсткой створке.

Чертежи откатных ворот

Для изготовления внешней рамы ворот используется профильная труба 60х40х2 мм, обрешетка изготавливается из трубы 20х20х1,5 мм. Чертеж рамы ворот для проема шириной 3 метра приведен ниже:

К готовой конструкции рамы ворот приваривается направляющая (на чертеже представлена направляющая ЭКО от РОЛТЭК)

Выбор комплектующих

Тип комплектующих для откатных металлических ворот подбирается исходя из общего веса устанавливаемых ворот, ширины перекрываемого проема и высоты плотна ворот. Основным элементом конструкции откатных ворот, определяющим работоспособность и долговечность является направляющая. Рекомендуем использовать комплектующие для ворот Ролтэк.

Изготовление и монтаж

Изготовить откатные самонесущие ворота своими руками и осуществить монтаж откатных ворот можно, зная некоторые особенности монтажа и конструкции откатных ворот. Полотно откатных ворот движется вдоль забора со стороны участка (дома). Поэтому необходимо предусмотреть место, куда будет откатываться полотно ворот.

На схеме — вариант с правой стороной отката ворот. Ворота движутся вдоль забора изнутри территории, поэтому надо предусмотреть, чтобы их движению не было помех. Расстояние, куда будут откатываться ворота должно быть больше ширины проема ворот на размер консольной части (часть, которая не закрывает проем и служит противовесом).

Длинна консольной части – это, примерно, 1/2 ширины проема. Соответственно участок, необходимый для движения ворот, в длину должен быть не менее, чем ширина проема *1,5 а в ширину, обычно, достаточно 400 мм. Если проем соответствует требованиям, то Вы можете установить откатные ворота.

Для монтажа откатных ворот своими руками потребуется:

  1. Заложить фундамент: разметить яму и вынуть грунт, изготовить и установить закладной элемент, залить яму бетоном
  2. Если ворота будут автоматизированы, сделать разводку кабелей
  3. Установить ворота и ответный столб
  4. Установить автоматику для откатных ворот

Опорные ролики — какие лучше и как установить

После того как собрали раму, приступаете к закреплению роликов, по которым катается створка.

Ошибка №4
Ни в коем случае не берите пластмассовые ролики.

Здесь можно рассматривать варианты только со стальными. Не ведитесь на рекламу производителей, что полимерные ролики отличаются более плавным ходом и бесшумностью.

Если вибрация при движении по направляющей есть, она все равно будет передаваться. А еще не забывайте про наши зимние условия эксплуатации.

При крайне низких температурах, пластмассовые ролики становятся менее прочными и при ударах начнут разрушаться.

Крайне важно, чтобы подшипники были с низкотемпературной смазкой. Они должны быть усиленными – 301-й а не 201-й, или 303-й, а не 203-й

Они должны быть усиленными – 301-й а не 201-й, или 303-й, а не 203-й.

Больший размер рассчитан на больший вес, а значит, они более надежны и способны выдержать худшие  условия работы, даже при нарушении геометрии направляющей.

При монтаже роликов необходимо предварительно разметить места их установки на швеллере. Ставите их на плоскость и накатываете направляющую.

Обязательным решением при монтаже роликов считается применение регулировочных болтов.

Ошибка №5
Крепеж должен прихватываться к швеллеру именно через них, а не через саму площадку роликов.

Так как при любом отклонении бетонного основания всего на 0,5см, ворота при этом будут уходить на 4-10см.

С болтами, в процессе эксплуатации вы с легкостью сможете осуществить регулировку в любой плоскости при помощи обычного гаечного ключа.

После того как вы накатили воротину на роликовые опоры, их нужно выставить по уровню.

Ошибка №6
Ни в коем случае не смазывайте ролики или балку по которой они ходят.

В итоге такой самодеятельности, туда забивается песок и пыль, постепенно превращаясь в абразив, и планомерно стачивая поверхности двух этих важных элементов.

Для установки верхней и нижней ловушек, плюс верхнего кронштейна от бокового раскачивания, понадобятся дополнительные опоры (приходной столб, нащельник). Обычно это труба 60*40мм или 60*30мм.

Привариваете их через закладные к бетонным столбикам ограждения.

А уже к ним, монтируете эти самые ловушки и кронштейны.

Улавливатели должны быть из стали толщиной не менее 3-4мм.

Чтобы не было удара в самом конце, и воротина закрывалась вообще беззвучно, можете подложить в качестве прокладки резинку, если у вас нет заводских.

Хотя многие умные привода (Nice, Hormann), сами способны останавливать створку в заданном месте, зная ее длину.

Ошибка №7
Запомните, что нижний улавливатель ставится в самую последнюю очередь, когда ворота выставлены по уровню, обшиты и заняли свое рабочее положение.

Эта ловушка монтируется таким образом, чтобы при входе в нее полотна, происходил подъем ворот на пару миллиметров, дабы разгрузить опорные ролики.

В этом случае они прослужат гораздо дольше.

Ошибка №8
Никогда не крепите приходной столб напрямую к колонне, через анкера без закладных.

Через пару лет от ветровой и ударной нагрузки все это разболтается и крепеж вырвет. Изначально закладные должны быть приварены к стальной центральной колоне.

Если вы про это забыли, то делайте крепеж по крайней мере на химический анкер.

Заливка фундамента

Пошаговая инструкция для ворот своими руками не обходится без этапа бетонирования основания. Работы лучше начинать в теплое время года. Это убережет от изменения состава раствора. Цементную смесь с содержанием песка, щебня, воды закладывают в ранее подготовленные траншеи. Массу при заливке регулярно трамбуют.

При выполнении бетонирования важно не сместить положение металлических опор. Швеллер должен располагаться на уровне поверхности горизонтально

Контроль состояния деталей выполняют с помощью уровня.

После заливки основания не забывают выровнять поверхность. Для продолжения работ придется выждать не менее 2 недель. За это время бетон наберет прочность. В этот период конструкцию рекомендуется поливать дважды за сутки водой, защищать от прямых солнечных лучей.

Монтажные работы

Когда бетон высох, а полотно уже подготовлено по заранее разработанной своими руками схеме с размерами откатных ворот, можно переходить к непосредственному монтажу. Последовательность действий здесь вырисовывается следующая:

  • в направляющий рельс вставляются обе каретки на максимальном друг от друга удалении;
  • на направляющую опускается подготовленное ранее полотно створки;
  • происходит регулирование кареток: близлежащую к проему нужно поставить так, чтобы при открытии ворот оставалось расстояние от створки до одной каретки 20 см, а при закрытии – 5 см до другой каретки;
  • проверяется корректность установочного процесса на ровность (обычно при помощи уровня), после чего детали прихватываются сваркой;
  • осуществляется контрольная проверка конструкции, а затем стыки закладной и каретки привариваются друг к другу;
  • при переходе к верхним оградительным роликам подготавливается закладная в столбе: если она присутствует, ролики крепят непосредственно к ней, если ее нет, то необходимо закрепить пластинку металла на болты – она будет имитировать закладную;
  • на втором столбе к закладной крепится профильная труба высотой, соответствующей высоте самой выдвижной створки;
  • устанавливается верхний уловитель: он прикрепляется к трубе ниже на 5 см от верхней части ворот для защиты от порывов ветра, а затем крепится нижний;
  • зажимается концевой ролик в наплавляющей рейке – делается это посредством болтов или же сварки для лучшей фиксации;
  • закрываются концы направляющей рейки заглушками – обычно это резиновая фурнитура.

Теперь ваша створка беспрепятственно выдвигается и задвигается. Как видите, при наличии нужного инструментария и соответствующего инвентаря сделать своими руками откатные ворота (сварить их собственноручно) не так уж сложно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий