Тверская улица старые фото:
“Тверская улица” Тверской бульвар зимой. Вид с колокольни Страстного монастыря. Дата: начало 1930-х годов
“Тверская улица” Начало Тверской улицы, справа – Саввинское подворье. Дата: начало 20 века “Тверская улица” Вид Тверской улицы от Малого Гнездниковского переулка. На переднем плане дом Бахрушиных, построенный в 1900 году. Следующий дом с булочной и пекарней принадлежал с середины XIX ввека булочникам Филипповым (построен в 1893 году). Дома существуют и сегодня. Дата: 1910 год “Тверская улица” Вид Тверской улицы от дома московского генерал-губернатора в сторону Бульварного кольца. Все эти сооружения снесены в конце 1930-х годов при расширении Тверской улицы. Дата: начало 1900-х годов “Тверская улица” Вид Страстной площади и Тверской улицы в сторону Кремля. На правом углу храм святого Димитрия Солунского. Дата: 1910 год “Тверская улица” Дом Нирнзее, снос церкви святого Димитрия Солунского на углу Тверской улицы и Тверского бульвара. Дата: 1934 год “Тверская улица” 1-я Тверская-Ямская улица, Триумфальная площадь. Дата: начало 1930-х годов “Тверская улица” Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади, справа – Елисеевский магазин. Двухэтажный троллейбус Ярославского производства. Дата: 1930-е годы “Тверская улица” Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади. Дата: 1930-е годы “Тверская улица” Гостиница “Мадрид”, которая располагалась рядом с Моссоветом (ныне – здание московской мэрии). При расширении Тверской гостиница была снесена. Дата: 1930-е годы “Тверская улица” Тверская улица начиналась от Воскресенской площади. Сложилась в конце XV века на дороге в Тверь. К середине XIX века стала богатой торговой улицей. В 1870 году появилось асфальтовое покрытие, в 1896 году – электрическое освещение. Дата: 1910 год “Тверская улица” Вид Триумфальных ворот с площади Тверской заставы в сторону Петербургского шоссе. Первоначально временные деревянные Триумфальные ворота были поставлены в 1814 году на пересечении Садовой и Тверской улиц. В августе 1829 года новые Триумфальные ворота были заложены у Тверской заставы. Постройка ворот завершена в 1834 году. В 1936 году при расширении проезжей части ворота разобрали, а в 1966 году их копия установлена в конце Кутузовского проспекта. Дата: 1910 год “Тверская улица” Вид Художественного театра в сторону Тверской улицы. В Камергерском переулке, расположенном между улицами Тверской и Большой Дмитровкой, на месте здания Художественного театра находился особняк Челищева. В 1882 г. здание перестроено под Камерный театр. В 1902 г. здание реконструировано для Художественного театра. Дата: 1910 год “Тверская улица” Вид в сторону Пушкинской площади. Cлева здание Моссовета (оно же главный дом усадьбы генерал-губернатора), нынешней московской мэрии. Дата: 1930 год
Другие фото старой Москвы:
https://varlamov.ru/680189.html
Сейчас, чтобы попасть во двор такого здания
Но в 1930-х годах московские власти задумались о проведении реконструкции Тверской улицы (в то время это была улица Горького). В то время тут решились на строительство «Новой Москвы» с монументальными строениями в сталинском стиле. Разумеется, что старая постройка с религиозными отсылками в плане властей совсем не вписывалось. Именно так и выглядела улица Тверская в годы до революции, и постройки на подворье находились справа.
В то время на Тверской улице снесли много красивых и необычных строений. Аналогичная участь могла постичь даже Саввинское подворье, но к всеобщей радости, у этого здания нашлись рьяные защитники и было принято решено сохранить его. Для этого и продумали план по перемещению его вовнутрь квартала.
И в ту судьбоносную ночь 4 ноября многоэтажный дом начал перемещаться. Было поставлено 2 сверхмощные лебедки и скорость перемещения строения при их единовременной работе достигала всего лишь 8 метров за 1 час. Если функционировала лишь одна лебедка, то скорость была в 2 раза меньше, т.е. 4 метра в 1 час. Также есть версия, что жильцов даже не предупреждали о том, что в ту ночь дом будет сдвинут и они обнаружили изменения своего месторасположения лишь рано утром.
Как сохранили коммуникации?
Теперь стало ясно, как раньше передвигали дома в Москве. Но каким образом вместе с ними передвигались электрические сети и водопровод с канализацией? Жители не покидали своих квартир и могли в полной мере пользоваться всеми привычными благами прогресса.
Подготовка длилась долгие месяцы не просто так. В числе задействованных бригад были санитарно-технические работники. Они убирали старые сети и воссоздавали их на новом месте. На время переезда к домам подключали шланги, через которые выводилась канализация. Отходы временно собирались в колодцах. Подобные шланги выполняли роль водопровода, если нужно было передвинуть на большое расстояние, то запускали временный водопровод.
Чтобы оставить отопление, временную котельную создавали прямо в доме. Она была маленькой и располагалась на лестнице. Для некоторых объектов приходилось создавать отдельные мобильные котельные, они ехали вместе с объектом на передвижных платформах. В теплое время года было проще, сохранять отопление не было необходимости. С электросетями все было элементарно. Нужно было лишь увеличить длину кабелей запитки, чтобы ее хватило на весь маршрут.
Существует легенда, что Сталин разработал новый план столицы очень просто. Если это правда, то он взял линейку и начертил на карте линию, сказав, что улица должна проходить так. Инженеры попытались возразить, аргументируя тем, что под чертой находятся дома. Но возражать вождю было нельзя, он ответил коротко: “ так передвиньте, в чем проблема”.
Есть и другая версия, согласно которой модернизация была произведена на почве желания превзойти Америку. Американцам удалось передвинуть телефонную станцию, которая весила 11 тысяч тонн, это было мировым рекордом. В ответ на это советские специалисты передвинули Саввинское подворье, которое весило 23 тысячи тонн, и рекорд стал нашим. Кстати, этот особняк стоит по сей день. Это номер шесть по улице Тверской и олицетворение нескольких исторических эпох, наглядный пример того, как передвигали дома в Москве на Тверской, когда она еще носила имя Горького.
Как осуществлялась передвижка целых зданий
Нужно отметить, что методика была изобретена не в СССР, а появилась гораздо раньше. Впервые здание переместили еще в середине XV века в Италии — это была колокольня Святого Марка в Болонье. В XIX веке перемещать строительно-архитектурные объекты научились в США, где даже образовались специализированные фирмы. В России впервые такой эксперимент в 1812 году осуществил Дмитрий Петров — народный умелец, передвинувший деревянную церковь. В 90-е годы XIX века в Москве были передвинуты несколько каменных домов.
В СССР технологию усовершенствовали и, что называется, поставили на поток. Стены зданий предварительно укрепляли металлическими или железобетонными рандбалками. Для придания устойчивости применяли поперечные и ходовые балки. А для направленного движения прокладывали железнодорожные рельсы, по которым дом, в буквальном смысле, переезжал на новое место, где для него уже был заготовлен фундамент.
В роли тягловой силы выступали электролебедки с тросами и электродомкраты. Коммуникации обрубались при снятии дома с места, за что отвечали специальные рабочие бригады, а в новой локации монтировали другие трубы и провода.
Если дело происходило зимой, то в доме строили небольшую автономную котельную, чтобы трубы отопления не замерзали и не приходили в негодность. Электричество в здании не отключали, а вытягивали кабели с помощью дополнительных отрезков.
Техническая сложность перемещения
Перемещение домов на Тверской улице в Москве было невероятно сложной технической задачей. Ведь необходимо было не просто передвинуть многоэтажные здания, но и сохранить их целостность и безопасность.
Одной из главных сложностей было поднятие и перемещение домов с помощью гидравлических домкратов. Ведь здания имели огромный вес, и потребовалась огромная сила для их подъема и установки на новое место. Для этого использовались специальные домкратные системы, способные выдерживать огромные нагрузки.
Еще одной сложностью была необходимость синхронного перемещения домов. Ведь здания на Тверской улице стояли очень близко друг к другу, и ошибочное перемещение одного из них могло привести к разрушению соседних зданий. Поэтому для перемещения использовались специальные рампы и системы направляющих, позволяющие контролировать направление и скорость перемещения.
Еще одной сложностью было подъем зданий и прохождение через перекрестки и углы. Для этого использовались специальные технические решения, позволяющие поворачивать и маневрировать с большой точностью. Это требовало высокого уровня профессионализма и опыта у инженеров и рабочих, занятых в этом проекте.
Таким образом, техническая сложность перемещения домов на Тверской улице в Москве была огромной. Однако благодаря уникальным техническим решениям и большому профессионализму команды работников, удалось успешно выполнить эту сложную задачу, что стало знаковым событием для города и всей страны.
Представьте себе обычные утро
¦ÃºÃ¾Ã³Ã´Ã° òàÿÃÂþÃÂÃÂÿðõÃÂõÃÂÃÂ, òÃÂÃÂðõÃÂõ ú þúþÃÂúÃÂ, ÿþÃÂÃÂóøòðõÃÂõÃÂàø òýõ÷ðÿýþ þñýðÃÂÃÂöøòðõÃÂõ, ÃÂÃÂþ ôþü ÃÂüõÃÂÃÂøûÃÂàýð 20 üõÃÂÃÂþò. ÃÂõÃÂòÃÂõ üÃÂÃÂûø öøÃÂõûõù ÃÂþóþ ôþüð ñÃÂûø ýðòõÃÂýÃÂúð ÃÂðúøõ: ëï ÃÂþÃÂõû àÃÂüðû, ëÃÂþûÃÂÃÂõ ÿøÃÂàýõ ñÃÂôÃÂû. ÃÂõÃÂÃÂøàôþòþûÃÂýþ øýÃÂõÃÂõÃÂýðÃÂ, ýþ õõ ôþÃÂÃÂþòõÃÂýþÃÂÃÂàÿÃÂþòõÃÂøÃÂàýõ ÿþûÃÂÃÂøÃÂÃÂÃÂ.
á øýþù ÃÂÃÂþÃÂþýàûõÃÂÃÂýøÃÂð þÃÂõýàûÃÂñþÿÃÂÃÂýðÃÂ. ÃÂÃÂûþ ñàøýÃÂõÃÂõÃÂýþ ÃÂðü ÿþñÃÂòðÃÂÃÂ, ýþ ú ýõÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ, ÿþÿðÃÂÃÂàò ôþü þÃÂõýàÃÂûþöýþ. ÃÂþûþôþù ÃÂõûþòõú, ÃÂþñøÃÂðòÃÂøù ÷ðüõÃÂúø þñ ÃÂÃÂþü ÃÂþñÃÂÃÂøø, ÃÂòøôõû ýð þúýõ þôýþù ø÷ úòðÃÂÃÂøàþñÃÂÃÂòûõýøõ þ ÿÃÂþôðöõ, ø þý ÃÂÃÂðû øÃÂúðÃÂàøýÃÂþÃÂüðÃÂøàþ ÃÂõýõ öøûþù ÿûþÃÂðôø ò ÃÂðúþü öþüõ.
ÃÂðú þúð÷ðûþÃÂÃÂ, ò ýõü ÿÃÂþôðõÃÂÃÂàþÃÂõýàüýþóþ úòðÃÂÃÂøÃÂ. àÿÃÂøüõÃÂÃÂ, 4-úþüýðÃÂýðàúòðÃÂÃÂøÃÂð àÿûþÃÂðôÃÂàò 135 úòðôÃÂðÃÂýÃÂàüõÃÂÃÂð þñþùôõÃÂÃÂàòðü ò 55à000à000 ÃÂÃÂñûõù. ÃÂÃÂõôÿþûðóðõÃÂÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ ÃÂþÃÂó ÃÂüõÃÂÃÂõý. ÃÂÃÂûø òàöõûðõÃÂõ òÃÂûþöøÃÂàñþûÃÂÃÂõ 400à000 ÃÂÃÂñûõù ÷ð úòðôÃÂðàø ÿÃÂõôÿþÃÂøÃÂðõÃÂõ ýþòþÃÂÃÂÃÂþùúðü ÃÂøúðÃÂýÃÂàÃÂÃÂðÃÂøýýÃÂàðÃÂÃÂøÃÂõúÃÂÃÂÃÂÃÂ, ÃÂþ ÿÃÂõôûþöõýøõ ø ÿÃÂðòôð øýÃÂõÃÂõÃÂýþõ.
ÃÂþ òõôàÃÂüþóûø! àÃÂÃÂþ ñÃÂûþ ÿÃÂðúÃÂøÃÂõÃÂúø ÃÂþÃÂýàûõàýð÷ðô. ÃÂõòõÃÂþÃÂÃÂýþ, ÿÃÂø ÃÂðúþü ÃÂð÷òøÃÂøø ÃÂõÃÂýþûþóøù ÃÂÃÂÃÂþøÃÂõûÃÂÃÂÃÂòð ò 30-õ óþôàÿÃÂþÃÂûþóþ òõúð ÃÂõùÃÂðàýõúþÃÂþÃÂÃÂõ ÷ðÃÂÃÂÃÂþùÃÂøúø ôþ ÃÂøàÿþàòÃÂÃÂÃÂÃÂðøòðÃÂàÃÂöðÃÂýÃÂõ ëüÃÂÃÂðòõùýøúøû ôûàûÃÂôõù àÃÂþüýøÃÂõûÃÂýÃÂü úðÃÂõÃÂÃÂòþü. ÃÂþ úÃÂôð òÃÂõ ÿÃÂþÿðûþ, ýõ ÃÂÃÂýþ.
ÃÂ
( ÃÂþúð þÃÂõýþú ýõà)
ÃÂûõó áþüþò/ ðòÃÂþàÃÂÃÂðÃÂÃÂø
Масштабная стройка
Первый факт переноса зданий в России был зафиксирован еще в 1812 году: Дмитрий Петров переместил деревянную церковь в Моршанске. Однако в дореволюционное время подъем и перемещение домов широкого распространения не получили. Данная практика возобновилась лишь в СССР, когда в 1934 году было перемещено находившееся в Макеевке каменное двухэтажное здание почты массой 1300 тонн.
Широкое применение метод передвижения зданий получил в середине 1930-х годов при глобальной перестройке Москвы. Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал расширение магистральных улиц. Ради этого с землей сровняли целые кварталы, однако особо ценные дома решили не сносить. Изначально было передвинуто шесть небольших домов, затем более крупные объекты.
Дом Сытина, 1979 год
Так, вглубь жилого массива на Тверской улице передвинули здание Моссовета (изначально дом генерал-губернатора постройки М. Ф. Казакова), подворье Саввинского монастыря, здание глазной больницы. Жилые дома умудрялись не отключать от коммуникаций при перемещении: водопровод и канализацию подключали через широкие резиновые трубки. В 1936 году в Москве даже создали специальную контору со специалистами из Метростроя, которая занималась перемещением домов.
Жилой дом на Садовнической улице, 1937 год
Тема масштабного передвижения целых домов нашла отклик в искусстве. «Переезд» дома на улице Серафимовича увековечила в стихотворении поэтесса Агния Барто. Реакцию обитателей «поехавших» домов, которых, чтобы обойтись без паники, даже не предупреждали о переезде, сатирически изобразили в фильме «Новая Москва», восхвалявшем генплан, но так и не вышедшем на экраны.
В дальнейшем перемещения домов в Москве производились нечасто. Практика получила широкое распространение за рубежом, в частности в США. И это при том, что в середине 1930-х годов Штаты могли похвастаться лишь перемещением восьмиэтажной телефонной станции в Индианаполисе весом 11 тыс. тонн. Продолжают там двигать дома и сегодня. Так, в начале 2000-х годов было перенесено здание старого терминала аэропорта Ньюарк в штате Нью-Джерси весом около семи тонн.
Современное состояние «Тверской улицы»
На Тверской улице располагается множество исторических и культурных достопримечательностей, включая Московский театр на Тверской, перестроенный в начале 21 века, здание старейшего городского универмага ЦУМ, а также множество магазинов, ресторанов и кафе.
Однако, несмотря на свою славу и популярность, Тверская улица также имеет свои проблемы. Из-за большого потока автомобилей и пешеходов, улица часто оказывается перегруженной и шумной. Также, некоторые здания на улице нуждаются в реновации и реставрации, чтобы сохранить свою историческую ценность.
Приоритеты для будущего | Решения |
---|---|
Улучшение транспортной доступности и перемещения по улице | Введение дополнительных общественных транспортных средств и пешеходных зон |
Реставрация и сохранение исторического архитектурного наследия | Привлечение инвестиций для реставрационных работ и поддержки собственников зданий |
Создание комфортной и безопасной среды для пешеходов | Расширение тротуаров, установка дополнительной уличной мебели и освещения |
Таким образом, несмотря на сложности и вызовы, Тверская улица остается важной и живой частью Москвы. Ее богатое историческое наследие и современная атмосфера делают ее привлекательной и интересной для местных жителей и гостей столицы
Представьте себе обычные утро
…когда вы просыпаетесь, встаете к окошку, потягиваетесь и внезапно обнаруживаете, что дом сместился на 20 метров. Первые мысли жителей того дома были наверняка такие: «Я сошел с ума», «Больше пить не буду». Версия довольно интересная, но ее достоверность проверить не получится.
С иной стороны лестница очень любопытная. Было бы интересно там побывать, но к несчастью, попасть в дом очень сложно. Молодой человек, собиравший заметки об этом событии, увидел на окне одной из квартир объявление о продаже, и он стал искать информацию о цене жилой площади в таком жоме.
Как оказалось, в нем продается очень много квартир. К примеру, 4-комнатная квартира с площадью в 135 квадратных метра обойдется вам в 55 000 000 рублей. Предполагается, что торг уместен. Если вы желаете выложить больше 400 000 рублей за квадрат и предпочитаете новостройкам шикарную старинную архитектуру, то предложение и правда интересное.
Но ведь смогли! И это было практически сотню лет назад. Невероятно, при таком развитии технологий строительства в 30-е годы прошлого века сейчас некоторые застройщики до сих пор выстраивают ужасные «муравейники» для людей с сомнительным качеством. Но куда все пропало, не ясно.
Какие ещё достопримечательности Тверской улицы в Москве?
Тверская улица — это единый ансамбль, где каждое здание, каждый фасад уникальны и достойны внимания. National Hotel, построенный Н. Бенуа с начала 20-го века, расположен по правой стороне Манежной площади, является прекрасным примером эклектичного дизайна. Экстерьер здания украшает лепнина, а интерьеры украшены мозаикой, витражами. Удобное расположение в самом центре Москвы, прекрасные виды из окон, включая замысловатый интерьер, делают его одним из самых престижных отелей города.
Дома № 2, 4, 6 постройки Г. Мордвинова по правой стороне Тверской улицы — прекрасные образцы сталинской архитектуры (архитектура Советского Союза под руководством Иосифа Сталина с 1933 по 1955 год) с их арками, гигантскими колоннами, кессонными потолками, выступающими карнизами, потрясающими рельефами. Три здания, похожие друг на друга, образуют сплошное обрамление улицы, делая ее одновременно грандиозной и праздничной.
Корпус № 7 по левой стороне улицы — Центральный телеграф, настоящая визитная карточка своего времени 20-го века — это эпоха великих технических открытий и стилей, а также строгий фасад здания с его железобетонным каркасом, включая его главное украшение в виде большого стеклянного шара (очень много в духе времени). Архитекторы С. Гинзбург и И. Рерберг построили это здание к концу 20-х прошлого века, еще до расцвета сталинской архитектуры, что объясняется отсутствием традиционных подъездов, колоннад и арок, а также преобладанием строгих конструктивистских черт.
Город резиденция Савино-Сторожевский монастырь скрыт во дворе дома № 6 по правой стороне Тверской улицы. Это одно из зданий, которое пришлось перенести при реконструкции улицы. Сегодня не все москвичи знают о конструкции, спрятанной за фасадом более новой высотки. Старый город резиденция, построенная ещё с начала 20-го века И. Кузнецовым, является одним из лучших примеров МХТ современной архитектуры. Неорусские элементы удачно сочетаются с деталями барокко и классицизма. Общий дизайн также очень хорошо продуман, а арки ведут во внутренние дворы, пропорциональные общему дизайну.
В корпусе № 13 по левой стороне Тверской улицы находится Правительство Москвы (бывший дом генерал-губернатора). Построенный к концу 18-го века Матвеем Казаковым, он изначально насчитывал только четыре этажа. Во время реконструкции Тверской дом перенесли дальше, а во время 1940-х надстроили еще два этажа. Первоначально проект был предложен архитектору Андрею Бурову, но он отказался, не желая калечить это историческое здание. Такое решение стоило ему работы в Московском архитектурном институте, включая его ателье. Проект реализовал Дмитрий Чечулин. Большой карниз отмечает точную границу между исторической частью здания и пристроенной надстройкой.
Зачем перемещали дома?
Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.
И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.
Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.
Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.
Изменения столицы
Многие крупные исторические фигуры предпринимали попытки для изменения облика столицы. Москва развивалась естественным образом, поэтому многие улицы сформировались кривыми и некрасивыми. В Санкт-Петербурге все по-другому, он создавался по плану, поэтому все улицы идут строго по линейке.
Попытки исправить эстетические несовершенства предприняла еще Екатерина Великая. Она хотела начать с Кремля, но начинание не было успешным. Добиться результата удалось Сталину, он учитывал ошибки императрицы, поэтому решил менять не Кремль, а улицы и проспекты. В сталинские времена Тверская носила название Горького, и она лучше других иллюстрирует суть его проекта. Сталин планировать начать с нее, а затем сделать и другие столичные проспекты такими же просторными и прямыми.
Перенос «Тверской улицы» на новое место
Одной из основных причин переноса домов на Тверской улице стала необходимость расширения проезжей части и развитие инфраструктуры. Однако, сохранение исторического облика и уникального архитектурного стиля было приоритетным условием. Поэтому, решение было найдено – перенести дома в целом, сохранив их первозданный вид и композицию.
Перенос домов выполнили при помощи специальной техники. Они были подняты на гигантские подушки из резины и перемещены на новое место. Весь процесс был невероятно сложным и требовал высочайшей точности. Инженеры и рабочие проявили свою высокую квалификацию и профессионализм, чтобы выполнить этот рискованный проект без единой ошибки.
Перенос домов на Тверской улице стал одним из самых амбициозных строительных проектов в истории Москвы
Он позволил сохранить уникальный исторический архитектурный облик города, а также подчеркнул важность сохранения культурного наследия для будущих поколений
Фото домов перед переносом | Фото домов после переноса |
Сегодня, благодаря успешному переносу, Тверская улица продолжает радовать жителей и гостей столицы своей красотой и неповторимым архитектурным стилем. Это яркий пример того, как современные технологии и забота о культурном наследии великого города могут совмещаться во благо его жителей.
Работа Треста
Перемещение домов проводили для того, чтобы расчистить место для новых зданий, трамвайных путей, аллей, парков и пр.. Это было выгоднее, чем сносить дома полностью. Ведь в них жили люди и их пришлось бы расселять.
Не всегда смещение проводилось на многие метры. Порой нескольких сантиметров было достаточно, чтобы освободить необходимое пространство.
Для выполнения работ была создана специальная контора – Трест для перестройки и перемещения зданий. Но по свидетельствам, оставшимся в газетах тех времён, работы в срок не проводились.
Московский совет Тресту помощь не оказывал, и рабочих катастрофически не хватало, потому что их просто было негде расселить. Использовали труд «зэков», а работа же было очень ответственная и тяжёлая, доверить им многое было нельзя. Тем более именно из-за их привлечения часто случались казусы. Например, во время работ в районе Москвы-реки в районе Серебряного бора, когда надо было сдвинуть сразу пять зданий. Домкраты заправили денатуратом. В ту же ночь заключенные, несмотря на охрану, слили его. А руководству, чтобы история не дошла до высших чинов, пришлось заливать домкраты очень дорогим глицерином, покупая его за свой счёт.